Размер шрифта A A A
Цвет сайта      
 

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. МОМОТОВА НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 МАЯ 2017 ГОДА

Уважаемый Вячеслав Михайлович!

Уважаемые члены Совета судей Российской Федерации, уважаемые гости!

 

Позвольте поприветствовать Вас на пленарном заседании Совета судей Российской Федерации, а также поздравить Вас с 25-летним Юбилеем Совета судей.

Для появления в России органов судейского сообщества было необходимо в первую очередь сформировать такое сообщество и объединить его в самостоятельную корпорацию. В нашей стране эта задача была выполнена в беспрецедентно сжатые сроки: Совет представителей судей был сформирован меньше, чем через год после прекращения существования СССР. Еще через два года была сформирована целостная система органов судейского сообщества, предусмотренная в Положении об этих органах, а уже в 2002 году такая система была закреплена на законодательном уровне и стала важнейшей гарантией независимости судебной власти.

По опыту других государств нам известно, что во многих правопорядках формирование самостоятельного судейского сообщества с момента провозглашения независимости суда занимало не одно десятилетие. В России эта задача была решена намного быстрее. Таких успехов удалось достичь благодаря неизменной поддержке со стороны Верховного Суда Российской Федерации и его Председателя – Вячеслава Михайловича Лебедева.

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед Советом судей Российской Федерации и судейским сообществом в целом, является повышение доверия в обществе к суду. Суд должен восприниматься обществом как проводник закона, в равной мере позволяющий любому лицу защитить любое свое нарушенное право. Серьезная работа в этом направлении проводилась и проводится Верховным Судом. В частности, огромное значение имеет деятельность высшей судебной инстанции по обобщению и обеспечению единообразия судебной практики. Такая работа гарантирует соблюдение принципа правовой определенности, благодаря которому гражданин может быть уверен, что суды будут единообразно толковать и применять нормы материального и процессуального права.

Ключевую роль в отношениях между обществом и судебной системой выполняет судья. К судье граждане приходят за защитой, и каждый конкретный судья служит для граждан воплощением и «зеркалом» всей системы правосудия.

Именно поэтому в деятельности по повышению доверия граждан к судам центром внимания Совета судей является личность судьи. От того, насколько эффективно и гармонично будет выстроена система отбора кандидатов в судьи и их назначения, процесс профессиональной деятельности судьи и его перспективы после отставки зависит качество правосудия и уровень доверия к суду, а в конечном счете – будущее судебной системы.

Правовые механизмы повышения доверия общества к суду и качества правосудия должны функционировать на всех стадиях профессионального становления судьи. Личность судьи требует внимания не только после его назначения на должность, но и до такого назначения, когда происходит отбор кандидатов в судьи, а также после отставки судьи. Полноценное доверие к суду возможно столько в случае, если гарантии такого доверия будут действовать на протяжении всего профессионального цикла.

В период, предшествующий назначению судьи на должность, особое внимание целесообразно уделить вопросам профессиональной подготовки будущего судьи, а также роли органов судейского сообщества в процедуре назначения судей.

Когда судья уже назначен на должность и приступает к деятельности по отправлению правосудия, необходимо создать для него такие условия работы, при которых независимое отправление правосудия станет единственной заботой судьи. От всех отвлекающих и создающих трудности факторов судью следует оградить. В частности, необходимо решить проблему чрезмерной служебной нагрузки судей. Ситуация, при которой судья вынужден изучать дела и готовить процессуальные документы почти круглые сутки и без выходных, порождает феномен социальной изоляции судей. Такая серьезная загруженность и, как следствие, отсутствие свободного времени влекут невозможность повышения профессиональной квалификации, изучения нового правового регулирования и практики его применения. Кроме того, отсутствие у судьи времени на отдых ведет к снижению качества правосудия, так как судья лишается возможности восстановить силы и эмоциональное равновесие.

26 мая 2017 года Председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Михайловичем Лебедевым был озвучен ряд инициатив, направленных на повышение доступности правосудия, сокращение сроков рассмотрения дел судами и, как следствие, снижение судебной нагрузки. В частности, предлагается расширить перечень дел, по которым мотивированное решение выносится только по ходатайству одной из сторон, а также дел, рассматриваемых в порядке упрощенного судопроизводства. Кроме того, назрела необходимость введения в гражданский процесс досудебных примирительных процедур и медиации, введения единоличного рассмотрения дел в апелляционном порядке, а также принятия других мер по совершенствованию процессуального закона. Совет судей готов к дальнейшей совместной работе по проработке и продвижению этих инициатив, которые, безусловно, окажут позитивное влияние не только на эффективность правосудия, но и на общественное доверие к судам.

В условиях динамично меняющегося законодательства и правоприменения целесообразно совершенствовать механизмы повышения квалификации судей, их профессиональной переподготовки. Вопросы меняющегося законодательства и судебной практики необходимо обсуждать с судьями, проводить семинары и совещания, в том числе с использованием видеоконференцсвязи, выезжать в регионы, формировать единое информационное Интернет-пространство.

Обеспечивая должный уровень открытости судебной власти для общества, реагируя на поступающие сообщения о совершении судьями правонарушений, следует оградить судей от откровенно необоснованных и лживых жалоб, являющихся механизмом давления на суд со стороны недобросовестных лиц.

Необходимо также поддерживать на должном уровне материально-бытовые и социальные гарантии независимости судей, обеспечить должный уровень финансирования этих гарантий, добиться законодательного закрепления таких нормативов. В настоящее время уровень финансирования гарантий для судей остается невысоким. 

После выхода судьи в отставку он не должен быть обделен вниманием судейского сообщества. Бесценный потенциал и опыт судей-отставников должен использоваться судебной системой для воспитания новых поколений судей. Кроме того, уходящие в почетную отставку судьи заслуживают благодарности со стороны их коллег, а важность этого события должна быть отмечена торжественной обстановкой. Между тем законодательство о статусе судей, предусматривающее торжественную процедуру принесения присяги впервые назначенным судьей, не предусматривает какую-либо торжественную церемонию ухода судьи в почетную отставку. Представляется, что этот пробел должен быть восполнен. Судьям в отставке после завершения профессиональной деятельности должна быть предоставлена возможность активного участия в жизни судейского сообщества, частью которого они остаются. Необходимо привлекать таких судей к работе органов судейского сообщества, обсуждению насущных вопросов.

Следует отметить, что внимание к личности судьи на всех стадиях его профессиональной деятельности является крайне важным, но не единственным фактором, определяющим уровень доверия гражданского общества к суду. Такое доверие зависит от целого ряда обстоятельств, не зависящих от воли судей, но оказывающих существенное влияние на процесс отправления правосудия. Судейское сообщество должно в пределах своих возможностей прилагать все силы к работе по соответствующим направлениям.

В частности, доверие к суду во многом зависит от качества законодательства. Процесс развития и совершенствования законодательства – постоянный и непрерывный. При отправлении правосудия судья связан правовыми нормами и обязан подчиняться только правовым предписаниям, а следовательно от таких предписаний зависит и правоприменительная практика. Нередко судьи становятся главными объектами недовольства представителей общественности и средств массовой информации, не учитывающих, что проблема может заключаться не в правоприменении, а в отсутствии конкретной нормы права, регулирующей новые общественные отношения. В настоящее время законодательство меняется слишком часто, а принимаемые изменения не всегда обоснованы и юридически проработаны. Слишком динамичное изменение законодательства влияет на стабильность общественных отношений, а значит и стабильность правосудия. Судейское сообщество полагает крайне важным упорядочить процесс изменения правовых норм и обеспечить устойчивость нормативно-правовой базы.

Доверие к суду во многом зависит и от «внешнего облика» правосудия, в частности, от качества зданий, в которых располагаются суды, их местоположения и транспортной доступности, удобства пребывания граждан в этих зданиях, чистоты. Общество относится к судам как к «дворцам правосудия», а это значит, что необходимо как минимум обеспечить достойное размещение судов и соответствующий уровень комфорта в занимаемых ими помещениях.

Сообщества, окружающие судебную систему и взаимодействующие с ней, также оказывают значительное влияние на отношение к суду в обществе. Огромное значение в этом отношении имеют уровень квалификации и личные качества судебных представителей. Адвокаты, а также другие юристы, представляющие интересы граждан в суде, нередко служат единственным источником информации для участников процесса, не желающих лично явиться в суд. Кроме того, именно судебные представители самым активным образом комментируют в средствах массовой информации дела, рассматриваемые судами. Нередко такие юристы в своих корыстных интересах манипулируют мнением общественности, пользуясь своей безответственностью и достаточно низким уровнем правовой грамотности населения. Недобросовестные лица формируют в обществе предвзятое мнение о суде, основанное на популизме, а иногда – на откровенной лжи. 

Подобная деятельность по существу направлена на подрыв основ правового государства и абсолютно недопустима. Именно поэтому судейское сообщество поддерживает предложения о введении обязательного профессионального представительства в судах. Надлежащие экзаменационные процедуры и механизмы дисциплинарной ответственности, применяемые ко всем судебным представителям, обеспечат возможность вести процессуальный диалог на одном профессиональном языке, с соблюдением правил этики и требований добросовестности. Профессиональное представительство направлено в первую очередь на защиту граждан и организаций от безнаказанной и безответственной деятельности нечистоплотных юристов.

Совсем недавно прозвучало предложение Председателя Верховного Суда Российской Федерации Вячеслава Михайловича Лебедева предусмотреть в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации обязательное наличие у судебного представителя высшего юридического образования. Аналогичная норма уже содержится в Кодексе административного судопроизводства. Совет судей поддерживает эту инициативу и готов к совместной работе по ее реализации: мы полагаем, что профессиональное представительство в гражданском процессе окажет самое позитивное влияние на уровень правовой защищенности граждан и доверия к суду.

Обозначенные направления деятельности Совета судей Российской Федерации предопределяют его структуру. Представляется, что на современном этапе деятельность всех комиссий Совета судей должна быть направлена именно на повышение общественного доверия к суду через те меры по укреплению статуса судей и их независимости, которые названы выше.

Серьезную работу предстоит проделать комиссии по вопросам совершенствования законодательства о статусе судей совместно с комиссией по вопросам статуса судей и правового положения работников аппарата судов. Важнейшей задачей на сегодняшний день является  разработка и законодательное закрепление научно обоснованных нормативов служебной нагрузки судей, на основе которых должна определяться численность судейского корпуса и его распределение по регионам.

Не менее важной задачей, чем определение нормативов судебной нагрузки, является проработка механизмов снижения этой нагрузки. Верховным судом Российской Федерации проводится существенная работа в направлении максимальной защиты прав граждан, повышения эффективности правосудия и соблюдения разумных сроков рассмотрения дел судами. Следствием мер, предпринятых в этом направлении, стало существенное снижение судебной нагрузки. В частности, таких результатов удалось добиться благодаря инициативам высшей судебной инстанции по гуманизации уголовного права и процесса путем декриминализации ряда деяний и ограничения применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Заслуживает полной поддержки инициатива Верховного Суда о допустимости в некоторых случаях оглашения только вводной и резолютивной частей приговора. В сфере гражданского и арбитражного судопроизводства судебная нагрузка снижается благодаря инициированным Верховным Судом законодательным изменениям, направленным на развитие упрощенного и приказного производств.

Совет судей полагает, что работа в направлении снижения судебной нагрузки доказала свою эффективность и должна быть продолжена. В сфере уголовного судопроизводства необходимо способствовать досудебному прекращению дел, не имеющих перспективы. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях следует развивать механизмы внесудебного взыскания административных штрафов с предоставлением должнику права оспорить такое взыскание в суде.

В сфере гражданских правоотношений целесообразно обсудить расширение внесудебного взыскания денежной задолженности по некоторым категориям правоотношений. Совет судей готов организовать соответствующие обсуждения и сформулировать конкретные предложения.

Важной проблемой, тесно связанной со снижением судебной нагрузки и преодолением социальной изоляции судьи, является повышение профессиональной квалификации судей. Необходимо создать комфортные условия для освоения судьями нового правового материала. Для достижения этой цели следует развивать систему  профессиональной переподготовки судей на базе Российского государственного университета правосудия: в частности, необходимо постоянно обновлять и заранее формулировать образовательные программы для судей в том числе с учетом их мнения, активно проводить в судейской среде социологические опросы для выявления наиболее актуальных аспектов судебной деятельности. Следует поддерживать и развивать практику выездов судей высшей судебной инстанции в регионы для проведения семинаров и совещаний по вопросам законодательства и практики его применения, а также использование на таких мероприятиях видеоконференцсвязи, показавших свою эффективность в проводимых Верховным Судом Российской Федерации совещаниях с руководством судов областного и приравненного к ним уровня. Серьезный вклад в поддержку информированности судей должно создать единое Интернет-пространство судебной системы.

Следует также проработать дальнейшие предложения по повышению уровня социального обеспечения судей. В частности, необходимо продолжить работу по обеспечению судей жилыми помещениями, решению вопросов достойного пенсионного обеспечения судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших на пенсию до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», обеспечить полную реализацию законодательных гарантий на своевременную индексацию денежного содержания судей, санаторно-курортное лечение, медицинское обслуживание.

Особо важным направлением работы является обеспечение судей жилыми помещениями. Законопроект, направленный на решение этого вопроса, был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу еще в 2007 году и с тех пор фактически находился без движения. Однако благодаря проделанной Советом судей работе, в том числе активному взаимодействию с Комитетом Государственной. Думы по государственному строительству и законодательству, неделю назад было принято решение возобновить рассмотрение Государственной Думой этого законопроекта. Текст проекта подготовлен ко второму чтению и направлен в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Верховный Суд и Судебный департамент. Таким образом, предпринятые Советом судей усилия по решению жилищной проблемы начали приносить свои плоды. Совет продолжит активно способствовать скорейшему урегулированию порядка и оснований предоставления судьям жилья.

Актуальным вопросом является создание в системе Судебного департамента учреждения для реализации функций санаторно-курортного лечения судей и членов их семей, в том числе судей, пребывающих в отставке. В настоящее время с органами государственной власти согласована инициатива о передаче на баланс Судебного департамента имущественных комплексов в Республике Крым для создания санаторно-курортных учреждений. Кроме того, в Верховный Суд для возможной реализации в порядке законодательной инициативы направлен проект федерального закона, предусматривающий предоставление Судебному департаменту необходимых полномочий.

Не менее важной задачей является совершенствование законодательного урегулирования вопросов статуса работников аппаратов судов. Серьезный шаг в этом направлении уже сделан. Верховный Суд внес в Государственную Думу проект федерального закона «О государственной судебной службе в Российской Федерации», который позволит существенным образом улучшить положение сотрудников судебного аппарата. Органам судейского сообщества необходимо реализовать исчерпывающие меры для его принятия.

Комиссии по вопросам организационно-кадровой работы следует проработать меры по повышению роли Совета судей в отборе кандидатов на судейские должности и их рекомендации к назначению. Необходимо уделить внимание профессиональной подготовке судей. В частности, заслуживают обсуждения звучащие в экспертном сообществе предложения о создании центра профессиональной подготовки судей. Позитивный опыт зарубежных правопорядков показывает, что высшего юридического образования, которое получают, как правило, очень молодые люди с не до конца сформировавшимися ценностными ориентирами и профессиональными планами, оказывается недостаточно для успешного начала судейской работы. Необходима специальная подготовка, предполагающая приобретение особых навыков. На сегодняшней день организацией, которая могла бы выполнить такие функции, является Российский государственный университет правосудия, имеющий мощный потенциал в виде профессорско-преподавательского состава и разветвленную сеть филиалов в субъектах Российской Федерации.

Дисциплинарной комиссии, а также Комиссии по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий надлежит обсудить возможные пути совершенствования процедуры рассмотрения жалоб о совершении судьями правонарушений, а также продолжить изучение практики применения законодательства в соответствующей области. Кроме того, необходимо проработать вопрос о критериях разграничения дисциплинарного проступка и судебной ошибки.

Возможность обратиться с жалобой на действия судьи и получить мотивированный ответ на такую жалобу является важной гарантией доверия общества к судебной системе. Ежегодно в адрес Совета судей поступает значительное число таких жалоб, и их количество возрастает. Так, если в 2013 году в Совет судей поступила 1581 жалоба, то в 2014 году таких жалоб было уже 2045 (на 29% больше, чем в предыдущем году), в 2015 году поступили 2370 жалоб (на 16% больше, чем в 2014 году), а в 2016 году – 2907 жалоб (на 23% больше, чем в 2015 году). Все поступающие жалобы внимательно изучаются в соответствии с положениями Регламента Совета судей. За период с 2012 по 2016 годы дисциплинарной комиссией Совета судей рассмотрены 757 жалоб и сообщений о нарушении судьями норм закона и Кодекса судейской этики. Более 97% жалоб сводились к несогласию с вынесенными судебными постановлениями и содержали доводы, которым должна даваться оценка на стадиях апелляционного и кассационного рассмотрения конкретного дела.

Финансовой комиссии следует принимать активное участие в проработке вопросов, связанных с совершенствованием механизмов финансирования судов и увеличения объема финансирования таких направлений, как социально-бытовое и жилищное обеспечение судей, а также мер по созданию единообразной системы финансирования федеральных судов и участков мировых судей.

Комиссии по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации следует разработать рекомендации по повышению прозрачности в деятельности судов, в том числе путем расширения практики взаимодействия судей со СМИ и органами публичной власти.

Следует обратить особое внимание на необходимость защиты судей от необоснованных жалоб, которые нередко содержат откровенную ложь и используются недобросовестными лицами как механизм давления на суд. Судья существенно ограничен в возможностях реагирования на попытки такого давления. В частности, статьей 13 Кодекса судейской этики предусмотрены ограничения в возможностях взаимодействия судьи со средствами массовой информации, включающие запрет комментирования дел, по которым не принято окончательных судебных актов. При таких обстоятельствах органы судейского сообщества должны принимать все возможные меры к тому, чтобы оградить судей от давления со стороны.

Изложенное не свидетельствует о том, что судейское сообщество должно «закрыться» и отказаться от взаимодействия со СМИ. Напротив, открытость к диалогу – это одна из главных ценностей и фундаментальных задач судебной системы. Доверие возможно лишь там, где имеет место открытость; закрытость порождает домыслы и подозрения. Советы судей должны стать полноценными дискуссионными площадками по обсуждению актуальных вопросов российского правосудия. Необходимо увеличить присутствие органов судейского сообщества в сети Интернет, разнообразить и расширить содержание официальных сайтов судов и советов судей.  Судьи должны находиться в тесном контакте с представителями средств массовой информации. Пунктом 4 статьи 13 Кодекса судейской этики судьям предоставлена возможность давать пояснения и комментарии к принятым ими решениям, а также высказывать мнение о сложившейся практике применения норм права. Этой возможностью следует активно пользоваться, давать грамотные и профессиональные разъяснения возникших у гражданского общества вопросов. Кроме того, судьи должны активно участвовать в работе органов законодательной и исполнительной власти, давая разъяснения сложившейся судебной практики и указывая на выявленные в правовом регулировании проблемы. 

Меры по совершенствованию Интернет-сайтов судов и органов судейского сообщества, по формированию единого информационного пространства судов, а также по использованию органами судейского сообщества средств видеоконференцсвязи должны прорабатываться Комиссией по информатизации и автоматизации работы судов.

Комиссии по этике предстоит продолжить обобщение практики применения Кодекса судейской этики, рассмотрев, в том числе, ограничения внесудебной деятельности судей и допустимые формы взаимодействия судей со средствами массовой информации.

В заключение хотелось бы сказать, что судебная власть была и остаётся одной из важнейших основ в фундаменте государства, определяющих его силу и стабильность. В свою очередь, гарантией силы и стабильности судебной власти является мощная судейская корпорация, представленная органами судейского сообщества. Сегодня можно с уверенностью сказать: такая корпорация в России сформировалась и состоялась, а Совет судей Российской Федерации в течение уже 25 лет вкладывает все свои силы в укрепление и развитие как российского судейского сообщества, так и судебной системы в целом.

Благодарность за это хотелось бы выразить всем людям, которые в разное время являлись и являются членами Совета судей Российской Федерации и его Президиума. Особо отметить хотелось бы огромную работу, которую проводили председатели Совета судей Российской Федерации: Гарольд Николаевич Карцев, Михаил Михайлович Бобров, Юрий Иванович Сидоренко, Дмитрий Анатольевич Краснов. И, конечно же, огромную благодарность Совет судей выражает Верховному Суду Российской Федерации и его Председателю Вячеславу Михайловичу Лебедеву, без внимания и поддержки которого создание в России сильной судейской корпорации оказалось бы под вопросом.

Спасибо за внимание!

 



Оцените эту публикацию:
Голосов: , Среднее:
Коментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.