ВЫСТУПЛЕНИЕ Виктора Викторовича Момотова на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Виктора Викторовича Момотова
на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству
по рассмотрению Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей»
27 июля 2018 года
Уважаемый Андрей Александрович!
Уважаемые члены Комитета!
Вашему вниманию представляется Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей».
Данным законом предлагается предоставить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации право создавать санаторно-курортные организации в целях санаторно-курортного лечения судей и работников судебной системы.
Этот закон направлен на реализацию тех гарантий, которые предусмотрены действующим законодательством и которые, к сожалению, на сегодняшний день в полной мере не реализуются. Хочу особо обратить Ваше внимание на то, что речь идет не о каких-то новых гарантиях и возможностях для судей, а о реализации тех норм, которые уже содержатся в законе.
В частности, пунктом 5 статьи 19 Закона о статусе судей предусмотрено, что судья и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Это право сохраняется за судьей и после его ухода в отставку или на пенсию.
Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судье, не использовавшему право на санаторно-курортное лечение, выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки.
Таким образом, судья по действующему законодательству имеет право получить либо путевку для санаторно-курортного лечения, либо денежную компенсацию за неиспользованную путевку.
Вместе с тем судебная система на сегодняшний день не имеет собственной санаторно-курортной базы. В результате Судебный департамент вынужден закупать путевки у организаций, подведомственных другим государственным органам. Это порождает некоторые проблемы.
Во-первых, подобная ситуация не соответствует конституционному принципу независимости судей. Судебная власть должна сама обеспечивать предусмотренные для нее социальные гарантии и не зависеть от усмотрения других органов и организаций. Сам смысл законодательного закрепления социальных гарантий для судей состоит как раз в том, чтобы эти гарантии не зависели от каких-либо других структур и не становились механизмом воздействия на судей.
Во-вторых, приобретение путевок у других организаций порождает дополнительные расходы бюджета.
В 2017 году своим правом на получение путевок в санатории воспользовались 3075 действующих судей и около трех с половиной тысяч судей в отставке. При этом 29 076 судей не воспользовались этим правом и получили денежную компенсацию стоимости путевки. Эти цифры показывают, что в подавляющем большинстве случаев возможность санаторно-курортного лечения судьями не используется.
В связи с этим Верховным Судом Российской Федерации предлагается предоставить Судебному департаменту полномочия по созданию санаторно-курортных организаций. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь идет не о закреплении в законе каких-либо новых гарантий судейского статуса, а о механизме реализации тех гарантий, которые уже предусмотрены действующим законом.
Создание санаторно-курортной базы судебной системы позволит, с одной стороны, исключить процедуру закупки путевок у сторонних организаций, тем самым обеспечив судейскую независимость и снизив нагрузку на бюджет, а с другой стороны, – расширить сферу применения гарантий санаторно-курортного лечения судей, не заменяя ее дополнительной бюджетной нагрузкой по выплате компенсаций за неиспользованные путевки.
Создание санаторно-курортной базы судебной системы не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и будет осуществлено за счет перераспределения тех ассигнований, которые сегодня направляются на закупку у сторонних организаций путевок, а также на выплату денежных компенсаций.
Представленный Закон станет очередным шагом на пути реализации гарантий конституционного принципа независимости судебной власти.
В связи с изложенным просим поддержать предлагаемый закон.
Спасибо за внимание!