Выступление председателя Совета судей Российской Федерации В.В.Момотова на семинаре-совещании с председателями квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации 19 июня 2023 г. в городе Санкт-Петербурге
Роль органов судейского сообщества в обеспечении независимости судей,
эффективности и качества работы судейского корпуса, утверждении авторитета судебной власти
Уважаемые коллеги, добрый день!
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации празднует свое 30-летие, поэтому вначале своего выступления я хотел бы поздравить вас с этим юбилейным событием и пожелать успехов в профессиональной деятельности, а также вам и вашим близким пожелать крепкого здоровья и благополучия!
Как мы знаем, важным шагом в становлении российского судейского сообщества стало принятие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Этот закон закрепил и подчеркнул роль судейского сообщества как одного из главных институтов, гарантирующих независимое существование судебной власти. В законе были установлены организационная форма судейского самоуправления и компетенция органов судейского сообщества. Деятельность квалификационных коллегий судей регулировалась отдельной статьей Закона о статусе судей. Их основные полномочия связывались с отбором кандидатов в судьи и решением вопросов приостановления или прекращения полномочий судьи, а также аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.
В начале создания органов судейского сообщества квалификационные коллегии судей не рассматривались законодателем как часть судейского сообщества, поскольку их основные полномочия были сосредоточены на решении вопросов кадрового обеспечения судов, а не защиты интересов судей. Тем не менее в марте 1996 года Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 марта 1996 г. № 6-П констатировал, что квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества.
Следующим значимым этапом в формировании судейского сообщества стало принятие Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», которым квалификационные коллегии судей включены в систему органов судейского сообщества. Введение в действие Закона о судебной системе позволило более четко отразить правовое положение квалификационных коллегий судей и формально отнести их к составляющей части органов судейского сообщества.
Наконец, принятие Федерального закона «Об органах судейского сообщества в РФ» позволило окончательно закрепить функции и полномочия квалификационных коллегий судей и установить законодательное регулирование квалификационных коллегий судей в качестве одного из основных элементов органов судейского сообщества, включающее порядок осуществления ими своих исключительных полномочий.
Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность как независимые инстанции по вопросам формирования судейского корпуса, аттестации судей и контроля за их профессиональным поведением.
Развитие судейского сообщества и квалификационных коллегий судей как его органов связано с конституционным закреплением и гарантированием принципа самостоятельности и независимости судебной власти.
Органы судейского сообщества призваны обеспечивать и отстаивать интересы судей как носителей судебной власти, что является их основной целью существования. В частности, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, с одной стороны, и Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, с другой, имеют общие важнейшие задачи, качественное и последовательное выполнение которых позволяет проводить эффективное реформирование судебной системы и совершенствование правового статуса судей.
При этом следует подчеркнуть, что наше с вами взаимодействие имеет особенную роль при выполнении таких задач, как участие в кадровом обеспечении судебной деятельности, утверждение авторитета судебной власти и обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
Формирование кадрового состава судебной системы высокого уровня профессионализма имеет свои особенности, способствующие появлению определенных трудностей, на преодоление которых мы прилагали совместные усилия и продолжим это делать в будущем.
Так, с 30 декабря 2022 года, после вступления в силу Федерального закона, внесенного в Государственную Думу по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, начал действовать новый порядок присвоения более высокого квалификационного класса судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой. Теперь такому судье Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации может быть присвоен более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности его присвоения, срока пребывания в присвоенном квалификационном классе и выше предельного, но не более чем на один выше квалификационного класса, предусмотренного по замещаемой должности судьи.
Предполагается, что измененная норма Закона о статусе судей послужит дополнительным стимулом профессионального роста судей и мотивацией на повышение уровня профессиональных знаний и умений, применяемых при осуществлении правосудия.
Кроме того, в марте текущего года, по прошествии почти 10 лет со дня внесения, принят и вступил в силу Федеральный закон, закрепивший в законодательстве положения о сохранении судье более высокого квалификационного класса, чем предельный по замещаемой должности, в случае перевода судьи вышестоящего суда в нижестоящий суд на должность, по которой предусматривается присвоение более низкого квалификационного класса. Также в законе предусмотрена норма о том, что судьи, имеющие квалификационный класс выше предельного по замещаемой должности, проходят квалификационную аттестацию один раз в три года, как это определено для судей, имеющих предельный по замещаемой должности квалификационный класс. Еще одним введенным новшеством стало положение о том, что, если судья, пребывавший в отставке на
1 января 2013 года (вступление в силу новых правил присвоения судье квалификационного класса), повторно назначен на должность судьи, имеющийся у него квалификационный класс приводится в соответствие с квалификационным классом, установленным Законом о статусе судей (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 269-ФЗ), в порядке, предусмотренном для действующих судей, согласно должности, замещаемой судьей на день ухода в отставку.
Взаимодействие Советов судей и квалификационных коллегий судей в основном проводится по таким кадровым вопросам, как отбор кандидатов в судейский корпус и привлечение судей к дисциплинарной ответственности.
Представляется необходимым принятие ряда мер, направленных на совершенствование процедуры отбора кандидатов на должности судей.
Как известно, комиссии Совета судей РФ ежегодно анализируют случаи отказа в назначении кандидатов судьями и судей на вышестоящие должности, а также нарушения, выявляемые на заседаниях комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Нам следует продолжать совместную работу по выявлению системных ошибок, которые допускают кандидаты, с целью формирования способов и путей их недопущения для последующих претендентов.
Нередко причинами отказа в назначении становятся не серьезные нарушения, а обычные ошибки, связанные с недостоверным декларированием доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера. Зачастую они происходят из-за неверных трактовок правил декларирования, технических опечаток и тому подобного.
Также широко обсуждаются вопросы в части возникновения конфликта интересов. В комиссию Совета судей РФ по этике поступает много обращений с просьбами разъяснить ситуации, при которых может возникнуть конфликт интересов в профессиональной деятельности судьи.
Ни Закон о статусе судей, ни Кодекс судейской этики не устанавливают исчерпывающего перечня ситуаций, которые подтверждают наличие личной заинтересованности судьи, порождающей конфликт интересов, или возможность (риск) возникновения такой заинтересованности.
В каждой конкретной ситуации подтверждением существования личной заинтересованности судьи должны служить не абстрактные предположения, а реальные факты и отношения, способные влиять на исполнение судьей своих должностных полномочий.
При этом, отвечая на вопросы, связанные с возможностью возникновения у граждан и организаций разумных (то есть легитимно обоснованных) сомнений в объективности и беспристрастности судьи и возможностью нанесения ущерба интересам государства, организаций или отдельных граждан, нельзя исходить из презумпции недобросовестности действий судьи. Судья считается беспристрастным, не заинтересованным каким-либо образом в исходе дела, пока не доказано иное. Этот выводнеоднократно был закреплен в определениях Конституционного Суда РФ.
В связи с этим представляется обоснованным подход, согласно которому беспристрастность и объективность судьи при рассмотрении конкретного дела и отсутствии формальных обстоятельств, исключающих в силу требований процессуального законодательства его участие, презюмируются и не должны ставиться под сомнение при отсутствии веских доказательств, свидетельствующих об обратном.
Несмотря на разделение властей, судья, исходя из его статуса, воспринимается как выразитель публичного интереса, ведь государство заинтересовано в вынесении законных и справедливых решений. С учетом этого возникают вопросы, насколько свободен судья в нашем обществе, какими правами он обладает, и какие специфические обязанности накладывает на него его статус.
Правовая природа судейской должности имеет здесь двойственный характер. С одной стороны, судья как гражданин имеет права и свободы, дарованные ему Конституцией РФ. С другой стороны, его любые частные заявления, участие в качестве истца или ответчика, заявителя, могут сказываться на публичном образе судебной системы, касаясь публичного интереса в целом, что приводит к наложению на него дополнительных обязанностей и ограничений его гражданских прав.
Основными правовыми и этическими обязанностями судьи являются: защита верховенства права, осуществление правосудия, поддержание в публичном пространстве идеи ведущей роли права в урегулировании социальных отношений. Как представитель власти он защищает публичный интерес, однако при рассмотрении дела должен быть объективным и беспристрастным, особенно в спорах с участием государственных и муниципальных органов.
В целях гарантии независимости судебной власти и поддержания доверия общества к суду государство накладывает на судью специфические ограничения и обязанности, которые коротко можно назвать так: «необходимость вести себя сдержанно».
В итоге мы имеем парадокс судейской свободы и независимости, возникающий по нескольким причинам. Общество с трудом различает, действует судья в частном порядке как гражданин или выступает в своей профессиональной роли как судья. Особенно это относится к руководителям судов, заявления любого характера которых часто рассматриваются как исходящие от представителя власти, а не как частный интерес и реализация гражданских прав. Более того, здесь нет разницы, действующий ты судья или находишься в отставке. Ты остаешься в статусе судьи и должен проявлять должную осмотрительность и умеренность.
Публичная власть ждет от судьи независимости, выраженной как нейтралитет и невмешательство в политические и социальные вопросы. При этом одновременно именно свобода выражения мнения является свидетельством судейской независимости. И такой свободы ожидает от судебной системы общество, формируя свой запрос на открытость, прозрачность и объективность правосудия.
Поэтому для развития правового статуса судей необходимо создавать условия и форматы, в которых судья может высказывать свое личное мнение по противоречивым вопросам, а также по вопросам статуса судей, условий работы, профессиональных интересов. Внутри самого суда должна формироваться и стимулироваться интеллектуальная атмосфера принятия различных точек зрения, поощрения дискуссий внутри рабочего коллектива. Для сохранения единства и авторитета права в обществе судебная власть должна придерживаться единства в правовых позициях, которое достигается в том числе через постановления Пленума Верховного Суда РФ, определения и постановления Верховного Суда РФ. Однако в рамках рабочего процесса, не выходя в публичную плоскость, судья должен иметь возможность выражать конструктивную критику и оценивать работу своих коллег, обсуждать спорные вопросы не только научного, но и практического характера.
Современный судья – это судья, который внешним почестям предпочитает напряженную внутреннюю работу и бесконечный процесс самообразования. Он должен быть образован, воспитан, основательно начитан, порядочен, терпелив, доброжелателен и открыт.
Несомненно и то, что судья, как и все остальные граждане в Российской Федерации, наделен правом свободно выражать свое мнение, в том числе и в социальных сетях как формах электронной коммуникации. В социальных сетях участники создают онлайн-сообщества, делятся информацией, идеями, личными сообщениями и иным контентом. Однако обращаю внимание на то, что и в этом случае судья должен проявлять сдержанность и осмотрительность. Следует избегать выражать взгляды и делиться личными данными, которые потенциально могут повлиять на судейскую независимость и беспристрастность, право на справедливый суд, достоинство судьи и доверие общества к судебной власти в целом.
Мы должны понимать, что для социальных сетей характерны широкая доступность и легкость передачи информации. Парадокс заключается в том, что нам кажется, что в современном мире существует частная жизнь. Но это миф. Как только вы что-то опубликовали в Интернете – это уже становится жизнью публичной.
Социальные сети могут хранить информацию вечно, что расширяет риск создания негативного контента судьи заинтересованными лицами. Письменный контент содержит риски умышленного искажения содержания при передаче информации. Можно вскрыть аккаунт судьи и без его разрешения добавить ложный комментарий. Заинтересованные лица могут создать фальшивый аккаунт и использовать это против судьи. Избежать этого сложно, но осознавать необходимо.
Интернет-среда – это среда с быстрым и резким характером, где у судьи есть риск к размещению необдуманных эмоциональных сообщений. Слова – серебро, а молчанье – золото. Прежде чем что-то написать или опубликовать фотографию и сделать комментарий, подумайте, как это будет воспринято обществом.
Одобрение в форме «лайка» при пересылке информации в конкретной ситуации подходит под определение выражения судьей своего мнения. Так что будьте осторожны при взаимодействии в социальных сетях.
В социальных сетях не следует обсуждать со сторонами, их представителями или широкой общественностью дела, которые находятся или с некоторой долей вероятности могут оказаться на рассмотрении у судьи. Такие комментарии могут быть неверно интерпретированы и могут поставить под сомнение беспристрастность и независимость судьи.
И еще один важный аспект для поддержания авторитета, честности и достоинства судейской должности. Это соблюдение норм приличия, скромность, манера изъяснения, внешний вид, личные фото, которые могут сказаться на репутации судебной власти, да и судьбе судьи в профессии. Это касается и членов семьи судьи.
Обязанность вести себя соответствующим образом, то есть сдержанно, распространяется независимо от того, раскрывает судья свою личность в социальных сетях или делает это под псевдонимом. Анонимность – это фальшивое чувство безопасности. Псевдоним не дает право судье вести себя неэтично. Даже если судья предупреждает, что исходящая от него информация − всего лишь его личное мнение, а не профессиональное, все равно это не освобождает судью от ответственности.
Нужно обеспечить обучение для впервые назначенных на должность судей, а также для действующих судей, в результате которого судьям было бы понятно, какая степень закрытости позволит им обеспечить безопасность в соответствии с Кодексом судейской этики и выполнить обязательства по поддержанию независимости и беспристрастности, достоинства и укрепления доверия к судебной власти.
Также необходимо не только консультировать судей и кандидатов на должности в части подготовки к представлению нужной информации, но и рассмотреть возможность применения новых цифровых технологий, позволяющих автоматизировать данный процесс, в частности возможность заполнения анкеты претендента на должность судьи в электронном виде и автоматической проверки полноты внесенных данных. Уже не раз говорилось о том, что вопросы наращивания высокотехнологичных цифровых мощностей для судебной системы РФ являются актуальными и перспективными, особенно создание программных аналитических комплексов, способных обрабатывать большие массивы информации с условием обеспечения безопасности персональных данных.
Квалификационными коллегиями судей при рассмотрении той или иной кандидатуры изучается широкий круг обстоятельств: качество осуществления правосудия, вопросы прохождения военной службы, сведения о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, факты привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Программные комплексы с технологией искусственного интеллекта могли бы помочь квалификационным коллегиям судей в формировании предварительной характеристики кандидата на основе введенных данных о нем и в составлении общего представления для оценки и окончательного вывода по таким критериям, как профессиональные и личные качества кандидата, добросовестность и компетентность, качество и сложность рассматриваемых судьей дел и другие.
Как нам известно, в целях повышения стандартов судейской независимости с 1 сентября 2019 года были исключены полномочия председателей судов по направлению представлений о досрочном прекращении полномочий судей в связи с совершением ими дисциплинарных проступков.
В соответствии с действующим порядком основанием для возбуждения дисциплинарного производства является обращение в квалификационную коллегию судей физических лиц и организаций, а также обращение органов судейского сообщества: Совета судей Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации, совета судей субъекта Российской Федерации − в квалификационные коллегии судей. Соответственно, теперь на советы судей возложены новые полномочия по направлению в квалификационные коллегии судей обращений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
Это вызывает необходимость законодательного урегулирования порядка обжалования решений квалификационных коллегий судей региональными советами судей в случае отказа в удовлетворении их обращений. Процедура привлечения к ответственности за нарушение запретов и ограничений требует особой правовой регламентации. Статус судьи предполагает не только повышенный уровень гарантий для лиц, осуществляющих правосудие, но и высокий уровень ответственности и ограничений в свободе действий. При этом как гарантии, так и ограничения должны быть соразмерными и оправданными для социально значимой роли судьи в обществе. Уважаемые коллеги, надеюсь на ваше понимание и содействие в разрешении данного вопроса.
Расширение полномочий Совета судей РФ в сфере дисциплинарного производства свидетельствует об укреплении самоуправляемости судейского сообщества и о повышении стандартов независимости судей. Кроме того, перераспределение соответствующих полномочий от председателей судов к органам судейского сообщества, которые принимают решения коллективно и гласно, обеспечивает открытость и демократизм при рассмотрении обращений граждан и организаций.
В период с 1 декабря 2022 года по 1 мая 2023 года в Дисциплинарную комиссию Совета судей РФ поступило 302 обращения, рассмотрено – 260.
Анализ содержания обращений показал, что 118 обращений, или 45,38% от общего количества рассмотренных обращений, не относятся к компетенции Совета судей РФ, являются иными жалобами (содержат оскорбительные выражения, требования о разъяснении действующего законодательства, в них отсутствует просительная часть обращения, доводы изложены неконкретно, зачастую анонимны, отсутствует доверенность и т.д.) либо вытекают из рассмотрения дел (носят процессуальный характер).
Рассмотренные по компетенции 158 обращений, или 60,77% от общего количества, содержат сведения о нарушении судьями Кодекса судейской этики, о превышении должностных полномочий руководством судов, о нарушениях при рассмотрении руководством судов (органов судейского сообщества) заявлений, обращений и жалоб заявителей.
Для проверки доводов Дисциплинарная комиссия проводит проверки, в том числе выездные. Если содержащиеся в обращении доводы находят свое подтверждение, Дисциплинарная комиссия утверждает заключение о наличии в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка и направляет его в Президиум Совета судей для принятия решения о направлении заключения уже в Высшую квалификационную коллегию судей.
По итогам обращения Президиума Совета судей РФ в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в текущем периоде в связи с совершением судьями дисциплинарных проступков прекращены полномочия двух судей, в отношении еще двух судей, в действиях которых обнаружены признаки дисциплинарного проступка, обращение Президиума Совета судей РФ направлено в Высшую квалификационную коллегию судей РФ и будет рассмотрено в соответствии с регламентом.
Между Президиумом Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегией судей РФ сложились эффективные отношения сотрудничества, основанные на законе.
Уважаемые коллеги! Надеюсь, что дальнейшее взаимодействие квалификационных коллегий судей с советами судей будет конструктивным и плодотворным. Нам, прежде всего, необходимо создать условия для бережного отношения к судьям, учитывать все возрастающую нагрузку на них, влекущую физическое и психическое напряжение судей. В особенности это касается молодых судей, вновь назначенных на должность и впервые приведенных к присяге. Следует морально и психологически готовить таких судей к предстоящей работе и на первых этапах обеспечить наиболее щадящие условия для адаптации в суде, куда они назначены осуществлять правосудие.
Прошу вас, уважаемые коллеги, обсуждая вопрос дисциплинарной ответственности судьи, помнить о том, что судья в первую очередь − это живой человек, уязвимый для критики, не существующий в отрыве от реалий жизни, поэтому, принимая решение относительно судьбы конкретного судьи, необходимо объективно и с пониманием оценивать всю совокупность его характеристик и атмосферу, в которой он находится. Мы были бы вам признательны за такое внимательное отношение к нашим коллегам.
Спасибо за внимание!