Гармоничное развитие и процветание общества немыслимо без справедливого, независимого и беспристрастного суда. Ведь обеспечить защиту прав и свобод человека возможно исключительно в таком государстве, где создана и эффективно действует самостоятельная и квалифицированная судебная система.
Переломные исторические события в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия в нашем государстве, в жизни нашего общества не могли не отразиться и на судебной системе. Судебная власть тех лет сталкивалась со множеством проблем, включая финансирование и материально-организационное обеспечение деятельности. Остро стоял вопрос обеспечения гарантий независимости и безопасности судей. В этих сложных политических, социальных и экономических условиях назрела реальная необходимость существенно реформировать судоустройство и судопроизводство, изменить положение судов в системе органов государственной власти.
Важной вехой в истории формирования судейского сообщества до проведения первого заседания Совета судей в том виде, в котором мы его представляем сегодня, стало принятие 4 августа 1989 года Закона СССР «О статусе судей в СССР». Согласно его нормам созывались так называемые конференции судей в регионах Советского Союза, которые обсуждали возникающие в судебной практике проблемы применения законодательства.
С распадом Советского Союза судейское сообщество столкнулось с множеством проблем и трудностей, вызванных кризисом всех государственных систем.
Судьи к тому времени осознали, что успех судебной реформы находится исключительно в их руках, и только от их активной жизненной позиции зависит, как сформируется судебная власть в России, утвердится ее авторитет и как будут обеспечиваться интересы судей как носителей этой власти. Судьи поняли необходимость и неотвратимость проявления инициативы и принятия ответственности за обеспечение отправления правосудия на себя.
Переломным моментом в истории отечественной судебной системы, ознаменовавшим начало судебной реформы, призванной укрепить доверие общества к суду как к главному институту, обеспечивающему справедливость и верховенство закона, гарантию конституционных прав и свобод граждан, явился момент самоорганизации судей в сообщество.
В 2022 году – юбилейном году для всего судейского сообщества, мы отмечаем такое историческое событие, как 30-летие со дня первого пленарного заседания Совета судей Российской Федерации – совета представителей судей, призванного содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти.
За тридцать лет Совет судей Российской Федерации, помимо того, что вывел судебную систему из тяжелого кризиса, решил такие глобальные задачи, как сохранение судейского корпуса, создание условий для отправления правосудия, формирование новых стандартов работы. Ключевым и главенствующим результатом многолетней работы Совета стало закрепление высокого статуса судей, что позволило укрепить социальное, профессиональное положение судей, поднять престиж судейской должности.
Каждый съезд судей, созываемый и проводимый Советом судей Российской Федерации, стал очередной ступенью в объединении и укреплении судейского сообщества. Ведь статус судей, гарантии судейской независимости и развитие институтов судейского самоуправления – важные вопросы, варианты решения которых подлежат постоянному совершенствованию.
За тридцать лет произошло немало изменений в общественных и экономических условиях, развитии технологий, что привело как к расширению возможностей судебной системы, так и образованию для нее новых вызовов. Судейское сообщество всегда готово на них реагировать, принимать активное участие в укреплении системы правосудия, а Совет судей Российской Федерации является при этом эффективным проводником соответствующих идей в жизнь.
Сегодня мы стоим на пороге X юбилейного Всероссийского съезда судей. Благодаря большой работе, проделанной советами судей всех созывов, судейское сообщество подошло с большим багажом по реализации основных концепций судебной реформы. Уже сейчас можно констатировать, что, несмотря на трудности, судебная власть состоялась и она способна защитить права человека, интересы общества и государства. Расширились правовая база и доступ к правосудию. Возможности гражданина по отстаиванию своих прав в суде практически ничем не ограничены. В каждом субъекте Российской Федерации созданы и плодотворно действуют органы судейского сообщества. Принят пакет важных для правосудия законов, которые обеспечили реализацию гарантий независимости судей и самостоятельности судов, устройство судебной системы, участие судебной власти в формировании государственного бюджета на содержание и обеспечение деятельности судов.
На IX Всероссийском съезде судей 778 делегатов от судей судов всех видов и уровней активно принимали участие в работе съезда. В своих выступлениях они уделили внимание вопросам демократизации судебной власти, гуманизации правосудия, увеличения судебной нагрузки, недопустимости снижения ранее достигнутых социальных гарантий защиты судей. По итогам работы съезда были приняты постановления «Об основных итогах функционирования судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе», «О внесении изменений в Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года», «О внесении изменений в регламенты Всероссийского съезда судей и Совета судей Российской Федерации, утвержденные VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года».
Голосуют делегаты IХ Всероссийского съезда судей, Колонный зал Дома союзов, 8 декабря 2016 г.
Для реализации поставленных задач делегаты IX Всероссийского съезда судей из своих рядов избрали в Совет судей Российской Федерации 129 представителей. Новый Совет судей возглавил секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации Момотов Виктор Викторович. Заместителями председателя Совета судей Российской Федерации были избраны председатель Нижегородского областного суда Бондар Анатолий Владимирович, судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов Анатолий Геннадьевич, председатель Северо-Кавказского окружного военного суда Птицын Михаил Юрьевич.
Первое заседание Совета судей Российской Федерации, Колонный зал Дома союзов, 8 декабря 2016 г.
Для принятия оперативных решений был избран рабочий орган Совета судей Российской Федерации – Президиум Совета судей: судья Конституционного Суда Российской Федерации Мельников Н.В., Председатель Верховного Суда Республики Алтай Алексина М.В., судья Егорьевского городского суда Московской области Голубева Л.М., председатель Томского районного суда Томской области Колмогоров П.И., председатель Липецкого областного суда Марков И.И., председатель Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Михайленко А.В., председатель Тульского областного суда Рябцов Ю.А., председатель Балашихинского гарнизонного военного суда Моховиков С.П., председатель Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Шишкин А.Д., председатель Арбитражного суда Пензенской области Друзь К.А., заместитель председателя Арбитражного суда г. Москвы Кузнецова С.А., мировой судья судебного участка № 69 Климовского судебного района Московской области Черкасова Е.В., Председатель Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания Цалиев А.М.
Также из своего состава члены Совета судей утвердили десять председателей профильных комиссий:
Шишкин А.Д. возглавил Финансовую комиссию;
Максимов А.И., председатель Ульяновского областного суда – комиссию по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов;
Марков И.И. – комиссию по вопросам организационно-кадровой работы;
Бондар А.В. – комиссию по совершенствованию законодательства;
Шипилов А.Н., председатель Краснодарского краевого суда – комиссию по информатизации и автоматизации работы судов;
Шепелин Е.А., заместитель председателя Саратовского областного суда – комиссию по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации;
Алексина М.В. – комиссию по связям с советами судей субъектов Российской Федерации;
Золотарева Е.А., председатель Ростовского областного суда – комиссию по этике;
Рябцов Ю.А. – дисциплинарную комиссии;
Соседов Е.А., председатель Тамбовского областного суда – комиссию по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.
Совет судей Российской Федерации, созыв 2016 года, 30 мая 2017 г.
Президиум Совета судей Российской Федерации, Дом органов судейского сообщества, 5 апреля 2017 г.
По прошествии шести лет Совет судей Российской Федерации может в полной мере отчитаться о своей значительной и продуктивной работе по выполнению всех поручений IX Всероссийского съезда судей.
Как отметил в своем докладе по итогам 2017 года председатель Совета судей Российской Федерации В.В. Момотов: «Советом судей Российской Федерации активно ведется работа по реализации поручений IX Всероссийского съезда судей, в том числе прорабатываются меры по совершенствованию правового статуса судей, а также юридических, финансовых и организационных гарантий их независимости, повышению доверия общества к судебной системе, эффективности и качества правосудия. И эта работа будет продолжена».
В течение этих шести лет члены Совета судей Российской Федерации принимали непосредственное участие в подготовке ряда законодательных инициатив, связанных с внесением поправок в законодательство о статусе судей и об органах судейского сообщества в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, расширению полномочий Судебного департамента в части организации санаторно-курортного лечения судей и созданию ведомственной охранной структуры, а также по установлению порядка обеспечения судей жилыми помещениями, нормативов финансирования, направленных на реализацию прав судей, в том числе пребывающих в почетной отставке, улучшению материально-технического обеспечения и совершенствованию организационного обеспечения деятельности мировой юстиции и по многим другим вопросам.
За период с 2017 по 2022 год Советом судей Российской Федерации самостоятельно либо с участием Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации подготовлено 26 законопроектов, 7 из которых приняты, 1 находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, остальные в различной степени реализации – в Верховном Суде Российской Федерации.
Выступление председателя Совета судей РФ Момотова В.В. на юбилейном заседании 31 мая 2017 г.
Слева направо: Председатель Верховного Суда РФ Лебедев В.М., председатель Совета судей РФ Момотов В.В., Председатель Конституционного Суда РФ Зорькин В.Д. на юбилейном заседании Совета судей РФ 31 мая 2017 г.
Также нельзя не отметить работу Совета судей Российской Федерации в сфере соблюдения антикоррупционного законодательства. Противодействие коррупции и урегулирование конфликта интересов в работе судей – это всегда актуальное направление работы, которому Совет судей уделяет особое внимание. Так, за последние шесть лет Советом судей Российской Федерации принимались меры по исполнению Национальных планов противодействия коррупции, утвержденных Указами Президента Российской Федерации (на 2016, 2017, 2018 – 2020, 2021 – 2024 годах), в соответствии с которыми Совету судей Президентом Российской Федерации было рекомендовано проанализировать практику проверок соблюдения в судах судьями и претендентами на судейские должности требований законодательства о противодействии коррупции, а также разработать предложения по совершенствованию таких проверок, в связи с чем Советом судей Российской Федерации:
был подготовлен и направлен в Администрацию Президента объемный доклад «О практике применения в судах Российской Федерации проверок соблюдения судьями и лицами, претендующими на должность судьи, требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», который содержал исчерпывающий анализ эффективности мер по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия;
подготовлены и направлены в Верховный Суд Российской Федерации предложения по совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, возникающего при исполнении судьями своих полномочий, а также о мерах, направленных на обеспечение введения с 1 января 2019 года требования об использовании специального программного обеспечения для составления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
направлено в Администрацию Президента Российской Федерации обращение о включении председателей судов в Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации и различные органы исполнительной власти с целью проверки деклараций работников аппаратов судов. Отсутствие данной возможности у председателей судов препятствовало проверке достоверности деклараций, представляемых работниками аппаратов судов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 октября 2018 г. № 621 у председателей судов такое право появилось.
Приоритетными в работе Совета судей Российской Федерации обозначились и направления, связанные с подготовкой нормативов судебной нагрузки для их последующего законодательного закрепления, цифровизацией правосудия, совершенствованием примирительных процедур, законодательным урегулированием понятия «конфликт интересов» и процедурой привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, Советом судей Российской Федерации был подготовлен и 18 июля 2019 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» в части установления срока принесения судьей присяги, а также разработаны и одобрены методические рекомендации по организации и проведению торжественного мероприятия – ухода (удаления) судьи в почетную отставку и методические рекомендации о приведении судьи к присяге.
Во исполнение поручения IX Всероссийского съезда судей Советом судей Российской Федерации подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статью 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». В этом законопроекте в целях повышения гарантий независимости судей предлагаются критерии разграничения судебной ошибки и дисциплинарного проступка судьи, предусматривается унифицированная процедура дисциплинарного производства в отношении судьи.
Совет судей Российской Федерации всегда в своей деятельности руководствовался принципами независимости, неприкосновенности и несменяемости судей, в связи с чем в развитие и совершенствование которых подготовил обоснованные возражения на проект федерального закона, не позволил пройти внесенному одним из членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекту, предусматривающему новое основание досрочного прекращения полномочий судьи в виде трехкратной отмены судебного постановления, отметив, что данная инициатива прямо противоречит основным началам справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Особое внимание уделялось Советом судей Российской Федерации подготовке предложений по оптимизации норм судебной нагрузки. Избыточная нагрузка порождает снижение качества правосудия, является одной из основных причин нарушения процессуальных сроков и оказывает определенное влияние на качество судебной работы, ухудшение климата в судейском коллективе, порождает эмоциональное «выгорание» и возникновение феномена социальной изоляции судей. В связи с этим Советом судей Российской Федерации в 2017 – 2022 годах была продолжена работа над мерами по снижению судебной нагрузки.
Предложения, сформулированные и обобщенные Советом судей Российской Федерации, нашли свое отражение и в проекте федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», решение о внесении которого в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации принято Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 3 октября 2017 года, и реализованны в Федеральном законе от 28 ноября 2018 года № 451 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В процессе подготовки Х Всероссийского съезда судей от судов, органов судейского сообщества и судей в Организационный комитет по подготовке и проведению съезда поступили многочисленные предложения по оптимизации норм судебной нагрузки, большинство из которых связаны с дальнейшим совершенствованием процессуального законодательства. Все они обобщены и направлены в рабочую группу по подготовке законодательных инициатив, направленных на дальнейшее совершенствование процессуального законодательства, созданную распоряжением Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 17-р.
Совет судей Российской Федерации подготовил предложения, позволяющие использовать крайне полезный для судебной системы и общества в целом потенциал и опыт судей, ушедших в отставку, и принял участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур». Пленумом Верховного Суда Российской Федерации было принято решение о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 18 января 2018 года, который был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 26 июля 2019 г. (№ 197-ФЗ). Этим законом судье, пребывающему в отставке, предоставляется право быть медиатором, судебным примирителем. Это не только позволяет повысить привлекательность альтернативных процедур разрешения споров, но и укрепляет профессиональными кадрами институты медиации и судебного примирения.
Пленарное заседание Совета судей Российской Федерации 22 мая 2018 г.
В качестве участия Совета судей Российской Федерации в законотворческом процессе является подготовка мнения по законопроектам, подготовленным субъектами законодательной инициативы.
Так, Советом судей Российской Федерации были изучены и поддержаны следующие законопроекты:
- проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», направленный на исключение из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации норм об имущественной ответственности, носящих гражданско-правовой характер;
- проект федерального закона № 163784-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в части совершенствования порядка судебного контроля в досудебном производстве и судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанции, поступивший из Государственной Думы.
Заседание Президиума Совета судей Российской Федерации 3 октября 2019 г.
Одной из форм работы Совета судей Российской Федерации по реализации задач, определенных статьей 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», являлись обращения к Президенту Российской Федерации и другим органам государственной власти по вопросам обеспечения конституционной гарантии финансирования судебной системы в объемах, обеспечивающих возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции Российской Федерации).
Так, в июле 2017 года Совет судей направил обращение Президенту Российской Федерации по вопросу выделения в рамках федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы» дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по созданию необходимых условий для осуществления правосудия в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
С целью укрепления социальных гарантий независимости судей в Совете судей Российской Федерации проводилась работа по подготовке законодательных предложений, направленных на их совершенствование.
Так, подготовлены и направлены в Верховный Суд Российской Федерации для возможной реализации в порядке законодательной инициативы проекты федеральных законов:
- о пенсионном обеспечении судей, не приобретших право на получение ежемесячного пожизненного содержания, а также судей, ушедших на пенсию до принятия Закона о статусе судей;
- о совершенствовании порядка присвоения квалификационных классов судьям;
- о повышении денежного содержания судей;
- об установлении нормативов медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, и членов их семей;
- об установлении срока прекращения отставки судьи, распространив срок давности, установленный для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на случаи прекращения отставки судьи при несоблюдении запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3, 4 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Принятие закона позволит привести положения действующего законодательства в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 июля
2011 года № 19-П;
- предложения, разработанные совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, о работе над нормативно-правовой базой создания ведомственной судебной охраны и совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей.
Значительную часть работы, проводимой Советом судей Российской Федерации, составляла работа по рассмотрению жалоб и обращений граждан и организаций. Возможность подать жалобу на действия судьи и получить мотивированный ответ является важным условием доверия общества к суду. За период с 2017 по 2022 год в Совет судей Российской Федерации поступило 15 230 обращений, из них в Дисциплинарную комиссию Совета судей – 3614. Комиссией по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий рассмотрено 461 обращение. 180 запросов и обращений судей, касающихся вопросов судейской этики, было рассмотрено комиссией по этике, большая часть из которых связана с возможностью судей в отставке занимать те или иные должности. Заключения комиссии по этике публиковались на сайте Совета судей Российской Федерации. За отчетный период комиссией по этике подготовлено 77 заключений.
Советом судей проводился глубокий анализ всех поступивших обращений, даже несмотря на то что доводы абсолютного большинства жалоб не нашли своего подтверждения.
В связи с наблюдающейся из года в год тенденцией роста количества жалоб и обращений, поступающих в Совет судей, дисциплинарной комиссией, комиссией по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий и комиссией по этике было инициировано внесение изменений в Положение о порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка, а также в Инструкцию по делопроизводству в аппарате Совета судей Российской Федерации.
Для поддержания диалога с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации уделяют значительное внимание участию в различного рода конференциях, форумах и иных дискуссионных площадках, в том числе осуществлению взаимодействия с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Комитетом гражданских инициатив, регулярному участию в заседаниях клуба имени Д.Н. Замятнина, ежегодных журналистских форумах «Вся Россия» и в мероприятиях, организованных журналом судейского сообщества «Судья». Такой формат общения судебной власти с гражданским обществом и средствами массовой информации позволяет довести до широкой общественности объективные и достоверные данные о работе судов, разъяснять смысл и содержание мер по реформированию судебной системы.
Участие председателя Совета судей РФ Момотова В.В. в заседании Клуба им. Д.Н. Замятнина 27 октября 2021 г.
Среди мероприятий, в которых представители советов судей приняли непосредственное участие, можно отметить следующие:
- IV Московский юридический форум, организованный Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (6 апреля 2017 года);
- научно-практическая конференция, посвященная 25-летию со дня образования Совета судей Российской Федерации, по теме: «Российское правосудие: современное состояние и перспективы развития» (1 июня 2017 года);
- V Общероссийский гражданский форум, организованный Центром стратегических разработок и Комитетом гражданских инициатив (25 ноября 2017 года);
- 57-е специальное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (26 февраля 2018 года);
- заседание круглого стола на площадке Комитета гражданских инициатив, посвященное обеспечению необходимых гарантий адвокатской деятельности (30 мая 2018 года);
- парламентские слушания по вопросам обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, проведенные Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Уполномоченным по правам человека (21 ноября 2018 года).
Участие председателя Совета судей РФ Момотова В.В. во Всероссийской научно-практической конференции «Судебная власть в современном обществе» в режиме видеоконференц-связи 23 октября 2020 г.
Совет судей Российской Федерации принимал активное участие и в международном диалоге, способствовал обмену опытом работы судов и органов судейского сообщества, в частности, во взаимодействии с международной организацией ГРЕКО – группой государств по борьбе с коррупцией. Так, в марте 2017 года с участием представителей Совета судей в Генеральной прокуратуре Российской Федерации проведено совещание с оценщиками ГРЕКО. В октябре 2017 года представитель Совета судей принял участие в обсуждении доклада комиссии ГРЕКО о Российской Федерации на заседании Совета Европы в г. Страсбурге. В результате были подготовлены замечания и предложения по плану мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций ГРЕКО. А в 2018 году Советом судей при реализации рекомендаций ГРЕКО по итогам четвертого раунда оценки были подготовлены:
- информационные материалы по вопросам получения судьями подарков и информирования о них;
- Инструкция по организации консультирования судей судов общей юрисдикции, военных и арбитражных судов, мировых судей по вопросам предупреждения коррупции, предотвращения конфликта интересов и соблюдения этических требований к поведению судьи.
В июне 2017 года представители Совета судей Российской Федерации в целях развития сотрудничества с Верховным Народным Судом КНР совершили рабочую поездку в города Пекин и Нанкин Китайской Народной Республики. 11 июля 2017 года в Доме органов судейского сообщества Совет судей принял делегацию судей из Республики Кипр, а 19 октября 2017 года – делегацию Высшего Совета судей и прокуроров Турецкой Республики. В конце сентября 2017 года представитель Совета судей принял участие в поездке делегации российских судей в Республику Беларусь. Стороны поделились последними изменениями в нормативно-правовом регулировании правосудия в своих странах и договорились о дальнейшем сотрудничестве.
В рамках мероприятий, проводимых региональными судебными сообществами, были проведены выездные заседания Президиума Совета судей в г. Казани Республики Татарстан (2019 год) и г. Белокурихе Алтайского края (2022 год). Так, в г. Казани прошел I командный чемпионат среди судов Российской Федерации по шахматам, который послужил хорошим примером площадки общения судей судов Российской Федерации всех видов и уровней.
Выездное заседание Президиума Совета судей Российской Федерации, г. Казань, 5 апреля 2019 г.
I командный чемпионат среди судов Российской Федерации по шахматам в г. Казани, 6 апреля 2019 г.
Выездное заседание Президиума Совета судей Российской Федерации, г. Белокуриха, 5 июля 2022 г.
Значимым направлением деятельности Совета судей являлась работа по поощрению наиболее опытных и зарекомендовавших себя профессионалами высокого уровня судей, работников аппаратов судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. За период с 2017 по 2022 год положительное решение о награждении наградами Совета судей Российской Федерации было принято в отношении 3574 кандидатов.
Решение Совета судей Российской Федерации о взаимодействии советов судей субъектов Российской Федерации с межведомственными рабочими группами по противодействию незаконным финансовым операциям, образованными в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации в федеральных округах по вопросам права, законодательства, судебной системы, судебной практики в пределах, предусмотренных положениями Кодекса судебной этики, привело к положительному результату, что на встрече с Президентом Российской Федерации отметил глава Росфинмониторинга.
В 2018 году в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции особое внимание было уделено реализации судебной реформы по вопросам внесения поправок в законодательство о статусе судей и органах судейского сообщества, согласованы примерные штатные расписания кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, проведен мониторинг правовых актов Совета судей на предмет необходимости приведения их в соответствие с новой моделью судоустройства, в комиссиях была проведена работа по подготовке соответствующих изменений.
Также были согласованы изменения в правовые акты, определяющие порядок учета судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок выплаты премий и оказания материальной помощи судьям, ведения личных дел и обработки персональных данных судей, разработаны и приняты законы по нормам представительства от этих судов в органах судейского сообщества.
Представители Совета судей принимали участие в подготовке целого ряда законодательных инициатив, в частности касающихся расширения полномочий Судебного департамента в части организации санаторно-курортного лечения судей, установления порядка обеспечения судей жилыми помещениями, улучшения финансового обеспечения мировой юстиции.
В связи с изменением с 1 июня 2018 года законодательства по рассмотрению районными и гарнизонными военными судами уголовных дел с участием присяжных заседателей Совет судей принимал участие в осуществлении мероприятий по подготовке данных судов к реализации такой формы судопроизводства и в обучении судей и работников аппаратов судов по ее внедрению в практику работы судов. Данные мероприятия были реализованы своевременно и в полном объеме.
Важным направлением деятельности Совета судей в 2018 году стала также работа по вопросам регламентации правил поведения в зданиях судов. Члены судейского сообщества высказывали опасения по поводу того, что отсутствие установленных правил поведения в здании суда порождает определенную вседозволенность со стороны участников процесса, особое внимание при этом уделялось поведению судебных представителей и адвокатов, которые во многом помогают обществу формировать мнение о судебной системе.
В одном из своих выступлений председатель Совета судей В.В. Момотов отметил: «Один из случаев очевидного нарушения правил поведения в суде стал предметом внимания общественности, и несмотря на то, что вина нарушителя была установлена вступившим в законную силу судебным решением, некоторые организации стали заявлять о недобросовестных действиях со стороны суда. Подобные заявления являются признаком неуважения к суду и к юридической силе судебного акта».
В связи с этим Совет судей приступил к разработке Типовых правил пребывания посетителей в судах. Данный документ впоследствии был направлен в соответствии с компетенцией в Министерство юстиции Российской Федерации для дальнейшей реализации.
В рамках вопросов об обеспечении социальных гарантий судейской независимости Советом судей в Правительство Российской Федерации были направлены обращения о повышении уровня социальной защищенности судей и работников аппаратов гарнизонных военных судов, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о финансовом обеспечении мероприятий по повышению минимального размера оплаты труда.
Еще одним из важнейших направлений в работе Совета судей является работа, связанная с технологической модернизацией правосудия. Совет судей Российской Федерации оказывал судам методическую помощь в вопросах применения электронных технологий, публикаций судебных актов в сети «Интернет». Большую работу в этом направлении провела, в том числе комиссия Совета судей по информатизации и автоматизации работы судов.
Был подготовлен пакет законодательных инициатив по переводу всех процессуальных документов в электронную форму, а также проект нормативно-правовой базы для дальнейшего развития государственной автоматизированной системы «Правосудие» и единого информационного пространства судов.
Одобрен план реализации Правил формирования электронного хранилища судебных дел и документов федеральных судов общей юрисдикции.
В целях повышения информационной открытости был модернизирован интернет-сайт Совета судей Российской Федерации и сайты советов судей субъектов Российской Федерации.
Также большое внимание Совет судей уделял взаимодействию с региональными советами судей, их методической и организационной поддержке. В данном направлении Советом судей с участием комиссии по связям с советами судей субъектов Российской Федерации за 2018 – 2022 годы была проделана следующая работа:
- проведены семинары-совещания советов судей субъектов Российской Федерации, на которых председатели всех комиссий Совета судей обозначили приоритетные направления работы органов судейского сообщества и ответили на вопросы, возникшие у коллег из регионов в процессе работы;
- изучен опыт взаимодействия советов судей субъектов Российской Федерации с региональными органами исполнительной власти по вопросам организационно-финансового обеспечения мировой юстиции. Результаты обобщения направлены в органы государственной власти субъектов Российской Федерации для учета в работе;
- Президиумом Совета судей была одобрена Типовая инструкция по делопроизводству в советах судей субъектов Российской Федерации, которая позволит унифицировать организацию работы и ввести единый порядок документооборота, в том числе электронного;
- осуществлялся постоянный мониторинг интернет-сайтов региональных советов судей, давались методические рекомендации по их наполнению.
К концу 2018 года из числа поручений IX Всероссийского съезда судей, адресованных Совету судей, были исполнены примерно 70%. По остальным – работа продолжалась.
В 2019 году Советом судей были разработаны:
- проект федерального закона по установлению нормативов финансирования на реализацию прав судей, в том числе пребывающих в почетной отставке, и членов их семей на получение медицинской помощи, включая обеспечение лекарственными средствами для медицинского применения, санаторно-курортное лечение;
- проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан», предусматривающий порядок расчета выслуги лет для судей, которые до 18 марта 2014 года проживали на территории Республики Крым и города Севастополя;
- проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей», который предусматривает нормативы расходов получения медицинской помощи и санаторно-курортное лечение судей в полном объеме, включая судей, пребывающих в почетной отставке;
- проект законодательных изменений в части правового статуса администраторов судов, реализация которых позволит оптимизировать работу судебного аппарата и освободить председателей судов от несвойственных им полномочий;
- проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8, 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», предусматривающий пропорциональное представительство судейского сообщества в Совете судей Российской Федерации;
- изменения федерального законодательства в части совершенствования процедуры прекращения отставки судьи, а также досрочного прекращения полномочий председателей судов и их заместителей, предусматривающие возможность обжалования решений о прекращении отставки судьи и о прекращении полномочий председателя суда либо его заместителя в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, что позволило обеспечить единство правового статуса судей;
- проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается предусмотреть порядок замещения отсутствующих мировых судей по аналогии с судебным районом, в котором создана одна должность мирового судьи, позволивший обеспечить непрерывную работу судебных участков и беспрепятственный доступ граждан и организаций к правосудию.
Совместно с Судебным департаментом проведена работа по актуализации проекта федерального закона об исчислении ежемесячного пожизненного содержания судей, ушедших в отставку до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
С 1 сентября 2019 года в связи с введением в действие Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и в Закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в целях укрепления независимости судей были перераспределены полномочия от председателей судов в пользу органов судейского сообщества в части исключительного права проведения проверок в отношении судей по рассмотрению материалов, полученных от председателей их судов, и в случае выявления признаков дисциплинарного проступка – права направления обращения в соответствующую квалификационную коллегию.
Совет судей Российской Федерации за период с 2019 по 2022 год в рамках дисциплинарного производства направил в Высшую квалификационную коллегию судей 11 обращений.
В 2019 году комиссия Совета судей Российской Федерации по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий приняла участие в работе профильного Комитета Совета Федерации по разработке законопроекта об урегулировании конфликта интересов госслужащих, а также ею были подготовлены предложения по совершенствованию порядка заполнения и представления судьями и работниками аппарата судов сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера.
В связи с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции особое внимание Советом судей Российской Федерации было уделено мероприятиям, направленным на обеспечение их работы.
Президиумом Совета судей Российской Федерации было направлено обращение в Правительство Российской Федерации о выделении в приоритетном порядке денежных средств на обеспечение жилыми помещениями судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, нуждающихся в жилых помещениях, а также для федеральных государственных служащих этих судов, нуждающихся в предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Одновременно с этим Президиум Совета судей Российской Федерации поручил Судебному департаменту распространить общий порядок организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения на судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
На особый контроль Финансовой комиссией Совета судей Российской Федерации были взяты вопросы финансового и материально-технического обеспечения этих судов.
Заседание Финансовой комиссии Совета судей Российской Федерации 1 июня 2017 г.
В постановления Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации были внесены изменения в части распространения их действия на новые суды.
С учетом нарастающей динамики технологического прогресса Советом судей Российской Федерации в 2019 году была проведена работа и сделаны следующие выводы:
- назрела необходимость обновления морально устаревшего и изношенного оборудования, существует острая потребность в новых аппаратно-программных комплексах аудиопротоколирования, видеоконференц-связи, IP-телефонии;
- необходимо усовершенствовать применяемые технологии оцифровки судебного процесса, расширить использование онлайн-сервисов с применением безопасных программ, обеспечить проведение судебных заседаний с использованием технологий веб-конференций с биометрической системой аутентификации;
- цифровизация права требует выработки допустимых рамок использования цифровых технологий, чтобы их применение не создавало препятствий в доступе к правосудию.
В целях развития онлайн-сервисов судебной системы были подготовлены предложения по созданию в рамках ГАС «Правосудие» суперсервиса «Правосудие онлайн», обеспечивающего возможность подачи гражданами и организациями процессуальных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Информатизация судебной системы не только предполагает перевод документооборота в электронный вид, но и требует дальнейших шагов по цифровизации правосудия.
Были подготовлены и направлены предложения в Верховный Суд Российской Федерации по законодательному расширению возможности использования систем видеоконференц-связи в уголовном судопроизводстве, а также утверждены Методические рекомендации по организации работы архива и формированию электронного архива в аппарате мирового судьи, которые позволят освободить мировых судей от морально устаревшей работы по ведению бумажных архивов и оптимизировать использование служебных помещений.
Разработана новая Концепция информационной политики судебной системы, которая предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение открытости судов и доступности информации об их деятельности.
Заседание Президиум Совета судей Российской Федерации в режиме видеоконференц-связи 30 сентября 2021 г.
В 2020 – 2022 годах в динамичную работу Совета судей Российской Федерации и в функционирование всей судебной системы были внесены коррективы в связи с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией. Был введен режим ограничительных мер. Столкнувшись с серьезной опасностью распространения новой коронавирусной инфекции, Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Совета судей Российской Федерации достаточно оперативно выработали необходимый алгоритм действий для нижестоящих судов в условиях пандемии. Последующие события показали, что принятые решения были обоснованными и создали необходимую юридическую основу для работы судов в новых условиях.
Пандемия привела к появлению новых форм организации судебной деятельности и судебного процесса, к новым способам социального взаимодействия, изменив общепринятые представления об организации судебного процесса и подготовки к нему. Именно поэтому большинство заседаний Президиума Совета судей Российской Федерации, Оргкомитета по подготовке Х Всероссийского съезда судей и пленарных заседаний Совета судей в 2020 – 2022 годах проводились в режиме веб-конференции, а председатель Совета судей В.В. Момотов объявил о необходимости дальнейшего развития электронного правосудия как одной из приоритетных задач, стоящих перед судебной системой.
В связи с указанными событиями в закон были внесены изменения, в соответствии с которыми Совет судей Российской Федерации принял в 2020 и 2021 годах два решения о переносах дат съезда.
Одновременно в связи с увеличением присутствия в сети Интернет, поднимались вопросы как о профессионализме судей во время проведения заседаний с использованием интернет-технологий, так и об этике поведения судей и членов их семей в личное время на личных страницах. Ведение судебного процесса в интернет-пространстве – это дополнительное бремя ответственности на судей, которое требует неукоснительного соблюдения всех норм процессуального законодательства.
Информационная политика становится частью общей стратегии развития судов, поэтому для Совета судей важной задачей стал поиск новых подходов и форм информирования гражданского общества, государственных органов и средств массовой информации о работе судов.
Продолжилась разработка суперсервиса «Правосудие онлайн», способствующего формированию единого информационного пространства судов, доступности и открытости правосудия и, в частности, позволяющего внедрить автоматизированное составление проектов документов, перейти на электронный документооборот, распространить дистанционный формат подачи и получения судебных документов, а также дистанционное участие в судебном процессе.
Отдельное внимание уделялось работе пресс-служб судов, так как в условиях развития информационных технологий возросло и количество ложной информации о судах, судьях и о сторонах судебных процессов. Чтобы профессионально, полно и быстро отвечать на дезинформацию в сети, пресс-службы судов должны стать единым «фронтом», способным давать достойный ответ, который будет формировать объективный образ судейского сообщества, повышать уровень доверия граждан к судебной власти и, насколько возможно, нивелировать негативное воздействие лживых и скандальных публикаций в средствах массовой информации.
В 2020 году был проведен конкурс среди пресс-служб судов с целью выявления лучших практик, в том числе рассматривался и опыт работы с негативными публикациями в СМИ.
В ходе работы в этом году В.В. Момотовым был вновь поднят вопрос о неурегулированности в законе категории «конфликта интересов». Он отметил, что конфликт интересов не должен априори презюмироваться, а должен быть юридическим фактом, доказанным в соответствующих процедурах, и отметил, что Совет судей направил свои предложения по данному вопросу в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и ждет скорейшего разрешения проблемы.
В 2020 году комиссией по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства была проведена системная работа по изменению законодательства в сфере судоустройства, подготовлен пакет документов:
- проект федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», учитывающий представительство вновь созданных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции;
- проект федерального конституционного закона, устраняющий пробел в законодательстве в части порядка упразднения постоянных судебных присутствий.
Проработаны вопросы о мерах по недопущению подделки судебных приказов, вопрос оптимизации работы малосоставных судов.
В связи с принятием на всенародном голосовании в июле 2020 года поправок к Конституции Российской Федерации в части судоустройства и функционирования судебной системы с участием Совета судей Российской Федерации началась подготовка большого пакета законов, реализующих эти нововведения в конкретных законах о статусе судей, об органах судейского сообщества и других.
По поручению IX Всероссийского съезда судей были разработаны федеральные законы, направленные на совершенствование статуса мировых судей и регулирование организационного обеспечения их деятельности. В частности Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части назначения (избрания) мирового судьи на должность без ограничения срока полномочий», который унифицировал статус мировых и федеральных судей, чем существенно укрепил конституционный принцип несменяемости как дополнительной гарантии принципа несменяемости судей.
В феврале 2022 года Президиум Совета судей обсудил законодательные предложения Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева и принял постановление о подготовке законопроекта «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», согласно которому были разработаны законодательные предложения, направленные на расширение перечня дел, рассматриваемых судами апелляционной и кассационной инстанций единолично; введение обязательного досудебного порядка урегулирования по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) антимонопольных и таможенных органов, рассматриваемых арбитражными судами; упразднение института договорной подсудности; расширение перечня гражданских дел и экономических споров, рассматриваемых в порядке приказного и упрощенного производства; закрепление перечня категорий дел, по которым мотивировочная часть судебного решения подлежит составлению только по заявлению участника судопроизводства или при подаче апелляционной жалобы.
Вопросы финансирования судов всегда являлись одним из важнейших направлений в деятельности Совета судей Российской Федерации, так как обеспечение судебной системы всем необходимым в полном объеме является залогом соблюдения статуса ее независимости. Тем самым в поле зрения Совета судей Российской Федерации на постоянной основе заслушивались отчеты Судебного департамента по финансовым вопросам, направлялись соответствующие обращения в Правительство Российской Федерации с просьбами выделить дополнительное финансирование.
В сентябре 2020 года Советом судей Российской Федерации при участии комиссии по совершенствованию законодательства была высказана позиция – не поддерживать разработанный Министерством финансов Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в целях уточнения порядка финансирования судов». Согласно позиции Совета судей Российской Федерации отсутствие утвержденных федеральным законом нормативов финансирования судов само по себе не может служить основанием для произвольного определения размера финансирования, поскольку необходимые расходы федерального бюджета на суды защищены непосредственно Конституцией Российской Федерации и не могут быть ниже гарантированного уровня.
А в декабре 2020 года, получив от Министерства финансов Российской Федерации информацию о планируемом сокращении расходов федерального бюджета на судебную систему, Совет судей Российской Федерации воспользовался своим правом налагать вето и высказал жесткую отрицательную позицию о недопустимости сокращения расходов федерального бюджета на судебную систему без учета конституционных гарантий ее финансирования (поскольку это возможно лишь с согласия Всероссийского съезда судей, либо Совета судей Российской Федерации). В итоге был получен ответ из Министерства финансов Российской Федерации о согласии с позицией Совета судей Российской Федерации о несокращении расходов на деятельность органов судебной системы в запланированном ранее объеме.
Заседание Совета судей Российской Федерации в режиме видеоконференц-связи 24 мая 2022 г.
Подводя итоги работы Совета судей Российской Федерации за период с 2016 по 2022 год Совет судей Российской Федерации внес большой вклад в развитие и совершенствование судебной системы страны благодаря активному участию его членов.
В настоящее время судейское сообщество готовится к проведению Х Всероссийского съезда судей – важного события для всей российской Фемиды, которое во многом должно определить вектор развития системы правосудия, его ключевые смыслы в стремительно меняющейся реальности. Определенные очертания российского «правосудия будущего» ясны уже сегодня. Важные изменения, необходимые судебной системе, неоднократно озвучивались в ходе пленарных заседаний Совета судей Российской Федерации.
В связи с ростом востребованности электронных сервисов правосудия, необходимостью расширения цифровизации судебных сервисов для доступности правосудия гражданам, необходимостью снижения нагрузки на судебную систему важным является дальнейшее развитие электронного документооборота в судопроизводстве, автоматизация процессов, отказ от избыточных судебных процедур (постепенное исключение письменного протоколирования судебных заседаний, возможность провозглашения в зале суда только вводной и резолютивной частей приговора, составление мотивировочной части судебного решения исключительно по заявлению участника судопроизводства по отдельным категориям дел).
Важно продолжать усиление этических требований к судьям, что остается актуальным ввиду необходимости понимания тонкой грани между морально неприемлемым поступком и дисциплинарным взысканием, недопущения размытости границ допустимого и недопустимого ввиду действия эффекта обладания властью.
Совет судей Российской Федерации – это уникальный в своем роде, не имеющий аналогов орган судейского сообщества, главные задачи которого сегодня – это дальнейшее реформирование и совершенствование судоустройства и судопроизводства, повышение качества правосудия, оптимизация судебной нагрузки, необходимое финансирование судебной системы, совершенствование механизмов судебной деятельности, сохранение социальных гарантий судей, работников аппаратов судов и обеспечение этих гарантий в полном объеме
С момента создания Совета судей Российской Федерации прошло уже 30 лет! Проделана колоссальная работа: суды превратились в органы судебной власти, а Совет судей перерос рамки «профсоюзного» органа, защищающего профессиональные интересы и права судей. Изменился ли облик Совета судей за эти годы? Конечно. В отличие от первых заседаний со множеством споров, эмоций и шума, сейчас все вопросы предварительно обсуждаются в комиссиях и выносятся на заседания уже глубоко проработанными, соответственно и споров меньше, и дискуссии менее страстные.
Но общее остается и останется неизменным. Все составы Совета судей Российской Федерации объединяют общие ценности, цели, взгляды на то, как должна развиваться судебная система.
За 30-летнюю историю Совет судей Российской Федерации занял центральную для всего судейского сообщества объединяющую и вспомогательную позицию, активно участвуя в реформах судебной системы и активно отстаивая главные принципы ее работы. Мы убедились в том, насколько уникальна по своему характеру эта организация, какие перед ней стоят многосторонние задачи, охватывающие весь спектр социальной, организационной, идеологической деятельности судейского корпуса. Предстоящий X Всероссийский съезд судей позволит в обозначенных направлениях и с учетом проделанной работы принять ключевые решения, которые станут новой ступенью для развития судебной системы России, а для Совета судей Российской Федерации и всего судейского сообщества – новыми задачами для их реализации.