Постановление Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 года № 63 г.Москва
Постановление Совета судей Российской Федерации от 16 ноября 2001 года № 63 г.Москва
О результатах введения института мировых судей в субъектах Российской Федерации
Заслушав доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Обгольца П.П. о ходе выполнения постановления V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. "О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации" Совет судей Российской Федерации отмечает следующее.
Во исполнение постановления V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. "О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации" Судебный департамент разработал проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации".Данные законопроекты 28 мая 2001 г. рассмотрены на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации подготовлены и направлены обращения к главам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации о необходимости выделения финансовых средств на материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности мировых судей. Аналогичные обращения направлены к полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах с просьбой принять соответствующие меры по скорейшей реализации Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Судебным департаментом подготовлена Примерная методика расчета при составлении сметы расходов на содержание аппаратов мировых судей в субъектах Российской Федерации. Примерная методика отражает минимальный объем потребностей финансового обеспечения деятельности мировых судей, реально обоснованный опытом работы Судебного департамента по обеспечению деятельности федеральных судов общей юрисдикции.
Судебный департамент счел возможным рекомендовать своим территориальным органам принять на себя обязанности по организационному обеспечению деятельности мировых судей на основе соответствующих соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Рекомендации по созданию подразделений по организационному обеспечению деятельности мировых судей (примерное положение о Службе субъекта Российской Федерации по обеспечению деятельности мировых судей) и примерный текст соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей в субъекте Российской Федерации разосланы во все территориальные органы Судебного департамента.
В результате проведенной работы на 1 октября 2001 г. в Российской Федерации назначено 3558 мировых судей. В 80 субъектах Российской Федерации приняты законы о мировых судьях. В 80 субъектах Российской Федерации создан резерв кандидатов на должность мирового судьи, приняты квалификационные экзамены у 6932 кандидатов.
В 2000 году мировыми судьями рассмотрено 4878 уголовных дел и 91762 гражданских дела. Учитывая, что рассмотренные мировыми судьями дела и материалы прежде относились к подсудности районных (городских) судов, нагрузка судей федеральных судов общей юрисдикции снизилась. Тем самым созданы более благоприятные условия для доступности правосудия и своевременности его осуществления.
Вместе с тем ситуация с введением института мировой юстиции, сложившаяся в некоторых субъектах Российской Федерации (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Ленинградская область, Мурманская область, Тверская область, Ярославская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Ненецкий автономный округ и др.), вызывает серьезную обеспокоенность. До настоящего времени в названных субъектах Российской Федерации не приняты законы о мировых судьях, не предусмотрено финансирование, не выделены помещения для размещения мировых судей. Такое положение дел не только противоречит требованиям федерального законодательства, но и создает реальные предпосылки для нарушения конституционных прав граждан на рассмотрение гражданских, уголовных дел, материалов об административных правонарушениях соответствующими судами.
Обеспечение нормального функционирования института мировой юстиции в значительной степени зависит от формирования в субъектах Российской Федерации необходимой законодательной базы, выделения финансовых средств, решения ряда организационных и кадровых вопросов (назначение мировых судей, выделение помещений, формирование аппаратов мировых судей и др.)
На основании изложенного Совет судей Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
1. Принять к сведению информацию заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Обгольца П.П. о ходе выполнения постановления V Всероссийского съезда судей от 29 ноября 2000 г. "О введении института мировых судей в субъектах Российской Федерации".
2. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации продолжить сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и организационную работу по введению института мировых судей и комплектованию вакантных должностей мировых судей во всех субъектах Российской Федерации.
3. Обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М. о выделении дотационным регионам необходимых финансовых средств для введения института мировых судей в 2002 году.
Председатель Совета
Ю.И. Сидоренко
г.Москва
16 ноября 2001 г.
№ 63