Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Управления государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Ковалева В.В.о проекте федерального закона и иных правовых актов, направленных на создание правовой базы для психологического обеспечения судебной деятельности и улучшение работы по сохранению здоровья судей, Совет судей Российской Федерации отмечает актуальность рассматриваемых вопросов для судейского сообщества.
Существующая система медицинского обслуживания действующих судей решает задачи сохранения их здоровья не в полной мере. В связи с этим большое значение приобретает вопрос совершенствования работы по профилактике и выявлению заболеваний, психологической и психофизиологической коррекции отрицательной динамики профессиональной работоспособности у судей. Ряд министерств и ведомств Российской Федерации имеют соответствующие, финансируемые из федерального бюджета службы (МВД, Минобороны, Минобразование, Минюст, МЧС и другие), которые доказали свою эффективность. На создание аналогичной службы направлены проекты Положения о психологической службе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Программы создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации в период 2004 - 2006 годов.
Принимая во внимание значимость рассматриваемых вопросов, Совет судей Российской Федерации
1. Направить в Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации проект федерального закона "О внесении дополнений в пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" для рассмотрения возможности внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Одобрить проекты Положения о психологической службе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Программы создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации в период 2004 - 2006 годов и предложить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации рассмотреть в установленном порядке вопрос об их утверждении и реализации.
Председатель Совета Ю.И. Сидоренко
г.Москва
28 ноября 2003 года
№ 111
Проект
Статья 1. Дополнить пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1792; 1993, № 17, ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2399; 1999, № 29, ст. 3690; 2000, № 26, ст. 2736; 2001, № 51, ст. 4834) абзацем вторым следующего содержания:
"Судьи, в том числе пребывающие в отставке, имеют право на прохождение ежегодной диспансеризации.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации В.Путин
Специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным, эмоциональным стрессом, психическим напряжением способствуют развитию заболеваний, ведущих к преждевременной утрате ими профессиональной трудоспособности. Существующая система медицинского обслуживания действующих судей решает задачи сохранения их здоровья не в полной мере. Поэтому необходимы меры по обеспечению комплексного подхода к профилактике, диагностике и лечению заболеваний, возникающих у судей в связи с их профессиональной деятельностью. В целях реализации данных положений целесообразно внести дополнение в пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", создающее правовую основу для организации работы по проведению ежегодной диспансеризации.
Реализация предлагаемой нормы позволит не только своевременно выявлять негативные изменения в здоровье судей, но и оперативно принимать меры профилактического и лечебно-восстановительного характера.
С экономической точки зрения лечение выявленных заболеваний на ранних стадиях требует существенно меньших затрат, чем лечение этих же болезней в запущенных формах.
Принятие данного законопроекта не потребует отмены, изменения или дополнения действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.