"О задачах органов судейского сообщества в связи с программой социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы) и планом действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2005 году"
Заслушав информацию о проектах программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2005 году, Совет судей Российской Федерации отмечает, что многие положения проекта программы, а также проекта плана сформулированы таким образом, что дают основания для вывода о вмешательстве органов исполнительной власти в деятельность судебной власти.
Проектами предусматривается, в частности, разработка Правительством Российской Федерации законопроектов, затрагивающих деятельность судебной системы и определяющих статус судей.
Так, в п. 4.1 проекта плана предусматривается разработка к маю 2005 г. проекта федерального закона о внесении изменений в ряд законов. В числе необходимых изменений предполагается ограничить полномочия судебных органов по толкованию законов. Названное предложение не учитывает норм статей 126 и 127 Конституции Российской Федерации о полномочиях Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Вызывает сомнения правомерность введения и повышения ответственности судей в случае неоднократного вынесения необоснованных и отмененных решений, поскольку реализация этих предложений будет означать преследование судьи за принятое решение, что в условиях непрекращающихся попыток ограничить независимость суда, а также крайне нестабильного законодательства может свести на нет все результаты проведенной судебной реформы.
Эти положения не согласуются с конституционными нормами о полномочиях судов, законодательством о судебной системе и статусе судей в Российской Федерации.
Значительное место в проектах уделяется вопросам обеспечения профессионально-образовательного и морального стандарта судейского сообщества. Однако практически не затрагиваются вопросы, связанные с повышением уровня заработной платы судей, а также их социальной и правовой защиты; мерами, направленными на снижение нагрузки судей, освобождение судов от выполнения несвойственных им функций.
В проекте плана предусмотрена разработка ряда законопроектов, касающихся судебной системы. В числе ответственных исполнителей, как правило, называется Министерство юстиции Российской Федерации. Представляется, что на ранних стадиях подготовки соответствующих предложений следовало бы согласовывать их с судейским сообществом, чтобы не ставить впоследствии суды в положение органов, "блокирующих" принятие этих законов, имея ввиду, что высшим судебным органам России принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.
С учетом изложенного Совет судей Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Довести настоящее постановление до сведения Председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации.
2. Предложить Председателям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации направлять проекты нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы судебной системы, в высшие органы судебной власти и Совет судей Российской Федерации.
Председатель Совета Ю.И. Сидоренко
г. Москва
29 апреля 2005 г.
№ 139