Заслушав доклады председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства Волосатых Р.Е., заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Андреевой Т.К. и начальника Управления социальной защиты судей и государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Голошумова Е.В. и обсудив информацию о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», Совет судей Российской Федерации отмечает следующее.
В процессе применения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 274 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» выявилась правовая неопределенность статьи 4, что приводит к ее неоднозначному толкованию в части определения должностей, стаж работы в которых засчитывается в стаж работы в качестве судьи для получения всех видов выплат и льгот, и в части распространения ее на судей назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года - даты вступления в силу названного Федерального закона.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года № 9-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 7 Федерального закона «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» в редакции Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в связи с жалобами граждан А.А. Анохина и П.И Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону» в пределах предмета рассмотрения часть первая статьи 7 названного Федерального закона признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года, и не позволяет засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем, адвокатом в стаж работы в качестве судьи.
Вместе с тем сохраняется неопределенность правовой нормы в части определения должностей, стаж работы в которых включается в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение всех видов выплат и льгот, что порождает необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
С учетом сложности действующего законодательства, его постоянного изменения, необходимости применения аналогии закона, права, судебная система нуждается в привлечении на судебные должности научных работников в области материального и процессуального права, преподавателей юридических дисциплин высших учебных заведений юридического профиля и, следовательно, в дополнении перечня должностей, стаж работы в которых включается в стаж работы в качестве судьи.
С учетом этих положений подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
На основании изложенного Совет судей Российской Федерации
1. Информацию о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» принять к сведению.
2. Комиссиям Совета судей Российской Федерации по судебной практике и совершенствованию законодательства (Волосатых Р.Е.), по вопросам организационно-кадровой работы (Марков И.И.), по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов (Аверин М.Г.) продолжить доработку вышеназванного законопроекта.
Председатель Совета Ю.И. Сидоренко
г. Москва
« 20 » мая 2010 г.
№ 256