ИНФОРМАЦИЯ
по обобщению опыта работы, проведенной советами судей субъектов Российской Федерации по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей в 2016 году и первом полугодии 2017 года
Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году был проведен анализ по вопросу «О состоянии организационного обеспечения деятельности мировых судей в 2016 году». Данная информация была озвучена начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Голошумовым Е.В. на заседании Президиума Совета судей Российской Федерации 29 мая 2017 года.
29 мая 2017 года Президиумом Совета судей Российской Федерации принято постановление № 566 «О состоянии организационного обеспечения деятельности мировых судей в 2016 году», которым на комиссию Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации (Алексина М.В.) возложена обязанность по обобщению опыта работы, проведенной советами судей субъектов Российской Федерации, по взаимодействию с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей, а также принятию мер по организации и проведению в субъектах Российской Федерации, в которых выявлены проблемы по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей, заседания советов судей субъектов Российской Федерации с участием органов, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.
19 июня 2017 года комиссией Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации в советы судей субъектов Российской Федерации был направлен запрос (исх. № 02/73) о предоставлении информации о взаимодействии советов судей регионов с законодательными и исполнительными органами власти субъектов по вопросам организационного обеспечения мировой юстиции.
Поступившая из советов судей информация была обобщена членами комиссии, выделены субъекты с положительным опытом работы, а также выявлены субъекты, в которых возникают проблемы по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей.
В соответствии со статьей 33 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 37 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В ходе проведенного анализа установлено, что в большинстве регионов налажена работа по взаимодействию советов судей с законодательными и исполнительными органами власти субъектов по вопросам организационного обеспечения деятельности мировой юстиции. Отмечаются положительные результаты данного взаимодействия, решаются многие вопросы, касающиеся материально-технического и организационного обеспечения деятельности мировой юстиции.
Примерами положительного опыта взаимодействия являются участие в заседаниях совета судей представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного обеспечивать деятельность мировых судей, ежегодное представление представителем указанного органа на заседании совета судей доклада об итогах работы по обеспечению деятельности мировых судей, совместное решение возникающих проблем, в том числе в связи с необходимостью снижения текучести кадров в аппаратах мировых судей, решение вопросов повышения оплаты труда работников аппаратов мировых судей, обеспечения помещениями судебных участков мировых судей, отвечающими необходимым требованиям, предоставления оргтехники и соответствующего программного обеспечения, организации программ повышения квалификации судей и работников аппаратов мировых судей, обеспечения безопасности в судебных участках (в Приволжском и Уральском федеральных округах: в Саратовской, Челябинской, Оренбургской, Тюменской, Кировской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, республиках Татарстан, Башкортостан и Мордовия, Пермском крае; в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах: в Ростовской области, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, республиках Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Калмыкия, Краснодарском крае; в Сибирском федеральном округе: в республиках Алтай, Бурятия и Тыва, Алтайском, Забайкальском, Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях; в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах: в Ленинградской, Новгородской, Архангельской областях, Ненецком автономном округе, Республике Коми; в Центральном федеральном округе: в Воронежской, Тульской, Владимирской, Липецкой, Тамбовской, Ивановской, Курской, Московской областях, городе федерального значения Москве).
В некоторых регионах кандидатуры руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих организационное обеспечение деятельности мировых судей, перед назначением согласовываются с советами судей, например, в Красноярском крае, Ивановской, Тверской, Костромской и Брянской областях, а в Московской области данное назначение согласовывается с председателем Московского областного суда.
Советом судей Краснодарского края ведется совместная работа с исполнительной властью в целях надлежащего обеспечения интересов мировых судей. Члены Совета судей Краснодарского края при необходимости выражения мнения судейского сообщества при рассмотрении органами власти Краснодарского края вопросов, связанных с мировой юстицией, в обязательном порядке присутствуют на заседаниях этих органов в целях защиты и обеспечения интересов членов судейского сообщества. При этом на постоянной основе Управлением Судебного департамента в Краснодарском крае и Советом судей Краснодарского края осуществляется работа по вопросу улучшения условий труда мировых судей и работников аппарата судебных участков, ремонту служебных помещений и увеличению их количества.
В Ненецком автономном округе на конференции и общие собрания судей постоянно приглашаются и участвуют губернатор Ненецкого автономного округа и председатель Собрания депутатов округа.
В Республике Алтай и Челябинской области при возникновении дополнительных затрат финансирование деятельности мировых судей производится по распоряжению губернатора.
В отдельно взятых субъектах региональный бюджет в части обеспечения деятельности мировых судей согласовывается с советом судей региона, например, в Республике Тыва, Красноярском крае, Московской, Орловской, Ивановской, Курской и Саратовской областях.
Так, например, в Саратовской области принят по инициативе областного суда закон от 9 декабря 2015 года № 169-ЗСО, в соответствии с которым при разработке в установленном порядке проекта закона об областном бюджете руководитель органа исполнительной власти области, обеспечивающего деятельность мировых судей, представляет предложения в части финансирования расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей с учетом мнения председателя областного суда и Совета судей Саратовской области.
Законодательная инициатива Новосибирского областного суда об участии судейского сообщества в формировании и принятии бюджета по вопросам финансирования мировой юстиции была отклонена.
В Брянской области согласование с советом судей региона вопросов бюджетного финансирования мировой юстиции не предусмотрено, но информация о значениях бюджетных ассигнований, планируемых к выделению на обеспечение мировой юстиции, доводится управлением Судебного департамента до совета судей и руководства Брянского областного суда.
Во многих регионах утверждены целевые, государственные программы по развитию мировой юстиции, планы мероприятий по улучшению условий размещения, содержания и оптимизации деятельности судебных участков мировых судей, нормативы материально-технического и иного обеспечения деятельности мировых судей. Органами, обеспечивающими деятельность мировых судей, проводятся анализы выполнения мероприятий, предусмотренных программами, и делаются отчеты о целевом использовании выделенных средств, в том числе и перед советами судей регионов.
В Свердловской области утверждена целевая программа «Развитие мировой юстиции Свердловской области на 2013–2016 гг.», постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1271-ПП утверждена государственная программа Свердловской области «Обеспечение деятельности мировых судей Свердловской области до 2020 года». Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей области ежегодно проводятся анализ выполнения мероприятий данной программы и отчет о целевом использовании выделенных средств, в том числе и перед советом судей региона.
Вместе с тем в Ненецком автономном округе предложенная губернатору округа по итогам проведенной в марте 2016 года конференции судей Целевая программа развития мировой юстиции Ненецкого автономного округа на
2017–2021 годы, согласно которой признано целесообразным разрешение вопросов о строительстве отдельного здания для размещения мировых судей, повышения технической оснащенности судебных участков посредством оборудования судебных залов системами аудио-, видеопротоколирования и видео-конференц-связи, улучшения делопроизводства, кадрового обеспечения деятельности мировых судей, увеличения численности работников отдела по организационному обеспечению мировой юстиции для оптимизации аппарата в связи с большим объемом документооборота мировых судей, в настоящее время не принята в связи с отсутствием достаточного финансирования в бюджете округа.
В Республике Саха (Якутия) обеспеченность материально-техническими средствами, связью, почтовыми и информационными услугами поддерживается на достаточном уровне путем подачи заявки на выделение дополнительного финансирования в ходе корректировки бюджета региона.
На сегодняшний день во многих регионах главным вопросом, остающимся на контроле, является вопрос приобретения для судебных участков помещений, отвечающих необходимым требованиям (Ростовская область, Сахалинская область, Республика Мордовия, Пензенская область, Калужская область).
В июне текущего года по инициативе Верховного Суда Республики Ингушетия в Администрации Главы Республики Ингушетия создана рабочая комиссия, благодаря работе которой в данном регионе частично решена проблема обеспечения судебных участков республики зданиями, отвечающими предъявленным к ним требованиям, решены вопросы финансового и иного обеспечения мировых судей.
В Ненецком автономном округе в составе Аппарата Администрации округа был создан отдел по организационному обеспечению мировой юстиции, который в настоящее время находится в составе организационно-правового регулирования Департамента по взаимодействию с органами местного самоуправления и внешними связями округа. На общие собрания постоянно приглашаются и участвуют в них Губернатор и председатель Собрания депутатов округа.
В Чувашской Республике с 2014 по 2016 годы Министерство юстиции республики несколько раз сокращало численность аппаратов мировых судей. На заседание Совета судей республики приглашался министр юстиции, были оформлены обращения в адрес Председателя Кабинета Министров республики, а также Главе Чувашской Республики с предложением о восстановлении штатной численности аппаратов мировых судей. Однако указанные обращения оставлены без удовлетворения.
Стараются взаимодействовать с органами власти советы судей в Ставропольском крае, республиках Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Астраханской области, но на сегодняшний день в этих регионах остаются нерешенными многие проблемы по вопросам организационного обеспечения деятельности мировой юстиции.
Во исполнение постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.05.2017 № 566 «О состоянии организационного обеспечения деятельности мировых судей в 2016 году» из полученной информации от советов судей регионов комиссией Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации выделены субъекты, в которых возникают проблемы по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей.
В некоторых субъектах имеются проблемы по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей. Указанные проблемы касаются вопросов недостатка бюджетных средств (Республика Мордовия, Самарская область), сокращения штатной численности работников аппаратов мировых судей (Чувашская Республика), отсутствия собственного помещения (Республика Мордовия, Пензенская область), отсутствия помещений, отвечающих необходимым требованиям (Саратовская область, Чувашская Республика, республики Марий Эл и Тыва, Алтайский и Красноярский края, Кемеровская, Рязанская, Тверская и Томская области), нехватки залов судебных заседаний (республики Марий Эл и Тыва, Чувашская Республика, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Саратовская и Кемеровская области) отсутствия помещений для конвойного подразделения (Чувашская Республика, Калужская, Орловская и Саратовская области), отсутствия архивных помещений (Республика Мордовия), нерегулярного пополнения баз юридической литературы, методических пособий и рекомендаций (Саратовская область), отсутствия технических средств безопасности в судебных участках (республики Алтай и Тыва, Алтайский, Красноярский и Забайкальский края, Иркутская и Кемеровская области).
Комиссией Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации предложено советам судей регионов, в которых имеются проблемы по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей, провести расширенное заседание совета судей с участием законодательного и исполнительного органа власти субъекта, членов комиссии для обсуждения имеющихся проблемных вопросов и выработки решения по ним. На данное предложение комиссии советы судей регионов сообщили, что для начала проведут свои заседания с участием законодательного и исполнительного органа власти субъекта без привлечения членов комиссии, где определят проблемные вопросы организации деятельности мировой юстиции и пути их разрешения.
В связи с тем, что наиболее остро вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей отмечаются в Еврейской автономной области, совет судей региона принял решение о проведении расширенного заседания.
17 октября 2017 года Председатель комиссии Совета судей Российской Федерации по связям с советами судей субъектов Российской Федерации Алексина М.В. совместно с членом данной комиссии, председателем Амурского областного суда Семеновым С.Н. приняли участие в расширенном заседании Совета судей Еврейской автономной области в г. Биробиджане. Главным вопросом повестки стоял вопрос о финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности мировых судей и судебных участков Еврейской автономной области.
В данном заседании приняли участие: члены Совета судей Еврейской автономной области, руководителей областного, районных судов автономии, Биробиджанского гарнизонного военного суда, Управления Судебного департамента в Еврейской автономной области, мировые судьи области, Главный федеральный инспектор по Еврейской автономной области Нужный С.Г., прокурор Еврейской автономной области Джанхонтов З.М., заместитель председателя правительства Еврейской автономной области Сироткин М.Г., заместитель начальника Управления по обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействию с правоохранительными органами правительства Еврейской автономной области Березовская Т.С.
На ключевых проблемах остановился в своём докладе председатель Совета судей Еврейской автономной области Шибанов В.Г., а более подробно информацию о работе в условиях тотального недофинансирования осветила мировой судья Центрального судебного участка Биробиджанского судебного района Еврейской автономной области Стасенко О.Н, ее дополнили судьи других участков.
За последние два года финансирование мировой юстиции в Еврейской автономной области сократилось почти вдвое, расходы на материально-техническое обеспечение – в пять раз. Судебные участки (а их в автономии 12) не обеспечиваются канцелярской продукцией, офисной бумагой, расходными материалами для оргтехники, мировые судьи вынуждены покупать все это за свой счёт. Не хватает компьютеров, копировально-множительной техники, имеющаяся техника морально устарела и постоянно выходит из строя, отсутствует доступ к сети Интернет, не работает электронная почта, имеются большие проблемы с отправкой судебной корреспонденции. Из-за сложившейся ситуации систематически нарушаются сроки и порядок извещения участников процессов, сроки рассмотрения дел и исполнения судебных решений, что нарушает права граждан и юридических лиц.
Из-за задолженности на отдельных судебных участках ресурсоснабжающие компании отключали телефонную связь и подачу электроэнергии.
В плачевном состоянии находятся и помещения судебных участков, большинство судей за свой счёт делают косметический ремонт, однако проблему в целом эти меры не решают. Остро стоит вопрос и кадрового обеспечения участков специалистами.
Все эти проблемы обостряются на фоне увеличения нагрузки на мировых судей, которые сейчас рассматривают в среднем по 600–700 дел в месяц. Неоднократные обращения в Правительство Еврейской автономной области и к Губернатору области результатов не дали. Главный аргумент представителей исполнительной власти – отсутствие денег в бюджете. Судьи отмечали, что проблема не только в финансировании, но и во взаимодействии с профильным управлением правительства Еврейской автономной области, многие решения его работники принимают без учёта мнения судей.
Мировые судьи Еврейской автономной области в связи со сложившейся ситуацией были вынуждены обратиться к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации – Уполномоченному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутневу Ю.П. Данное письмо было направлено для рассмотрения по существу в прокуратуру Еврейской автономной области. Прокуратурой области по факту недофинансирования обеспечения деятельности мировых судей в области в адрес Губернатора Еврейской автономной области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Меры по устранению нарушений федерального законодательства не приняты.
Каждый из приглашённых на заседание также высказал своё видение сложившейся ситуации, предложил пути устранения недостатков, повышения эффективности работы Управления по обеспечению деятельности мировых судей областного правительства.
По результатам данного заседания Советом судей Еврейской автономной области (далее – Совет судей области) было принято постановление от 17.11.2017 № 23 «О недостаточном материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности судебных участков и мировых судей Еврейской автономной области», которым постановлено:
1) информацию мировых судей Еврейской автономной области, и.о. начальника Управления по обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействию с правоохранительными органами правительства Еврейской автономной области принять к сведению;
2) обратиться к Губернатору Еврейской автономной области Левинталю А.Б. о выделении денежных средств;
3) обратиться к прокурору Еврейской автономной области Джанхотову З.М. об усилении надзора за исполнением требований ст.10 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.1998 № 188-ФЗ
«О мировых судьях в Российской Федерации» в части финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей правительством Еврейской автономной области;
4) рекомендовать начальнику Управления по обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействию с правоохранительными органами правительства Еврейской автономной области Бриске В.Р. проведение мероприятий, направленных на улучшение организационной и кадровой деятельности мировых судей;
4) не реже одного раза в квартал проводить заседания Совета судей области с участием представителей органов исполнительной власти правительства Еврейской автономной области, в компетенцию которых входит решение указанного вопроса.
Во исполнение данного постановления проведены следующие мероприятия.
Исходя из ответа Губернатора Еврейской автономной области от 21 декабря 2017 года № 03-09/8644, направленного Совету судей области, Губернатором и Управлением по обеспечению деятельности мировых судей и взаимодействию с правоохранительными органами правительства Еврейской автономной области проведен комплекс соответствующих мероприятий:
1) решены вопросы по приему, обработке и отправке судебной корреспонденции судебных участков мировых судей области через
ФГУП «Почта России» посредством франкировальной машины;
2) приобретены государственные знаки почтовой оплаты, офисная бумага, расходные материалы для формирования судебных дел, имеются в достаточном количестве бланки исполнительных листов;
3) проведена работа по обеспечению информационными услугами и ремонту копировально-множительной техники.
Ситуация по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей области находится на контроле у руководства области.
Прокуратурой Еврейской автономной области разработан законопроект «О внесении изменений в статью 8 Закона Еврейской автономной области «О мировых судьях Еврейской автономной области», в соответствии с которым:
1) Совет судей области вправе на стадии разработки проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период направить в уполномоченный орган предложения по формированию фрагмента реестра расходных обязательств области, выделяемых на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей;
2) уменьшение объема финансирования в текущем финансовом году, выделяемого на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей области на очередной финансовый год и плановый период, согласуется с Советом судей области.
3) материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется по нормам, утверждаемым Правительством области.
4) мировые судьи области размещаются в помещениях, предварительно согласованных с Советом судей области.
5) правительство области не реже одного раза в полугодие информирует председателя суда области о состоянии финансирования
материально-технического обеспечения деятельности мировых судей области.
Согласно ответу прокурора Еврейской автономной области от 15 декабря 2017 года № 711-07-2017/9909, адресованному председателю суда Еврейской автономной области, к названному законопроекту поступила таблица поправок от рабочей группы под председательством председателя Законодательного собрания Еврейской автономной области, в соответствии с которой исключается возможность участия Совета судей области при уменьшении в текущем финансовом году объема финансирования, выделяемого на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей области, а также возможность предварительного согласования с Советом судей области помещений для размещения мировых судей области.
В соответствии с ответом Законодательного собрания Еврейской автономной области от 11 декабря 2017 года № 1-21/1169-ЗС, направленным прокурору Еврейской автономной области, финансирование деятельности мировых судей области включено в перечень первоочередных направлений финансирования при поступлении дополнительных доходов в областной бюджет в 2018 году.
Условно вопросы, рассматриваемые на заседаниях советов судей относительно деятельности мировых судей, можно разделить на две группы:
Решения советов судей по данным вопросам в основном носят декларативный характер (принять к сведению, рекомендовать, направить обращение и т.п.).
Практика показывает, несмотря на то, что советы судей уделяют данным вопросам внимание, взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решение данных вопросов зачастую занимает длительное время и зависит в первую очередь от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом у советов судей отсутствуют какие-либо эффективные способы влияния на решение данных вопросов.
В связи с этим в Государственную Думу Федерального Собрания российской Федерации Верховным Судом Российской Федерации 17 марта 2017 года внесен проект федерального закона № 126454-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей».
Данным законопроектом предлагается установить обязанность высших исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации взаимодействовать с советами судей субъектов Российской Федерации при разработке бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и финансирования оплаты труда работников аппаратов мировых судей, а также обязательности согласования с советом судей субъекта Российской Федерации уменьшения объема финансирования, выделенного на обеспечение деятельности мировых судей, что позволит повысить контроль за расходованием бюджетных средств и исключить случаи их необоснованного снижения.
Также законопроект предусматривает положение о том, что руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка, и устанавливает обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовывать с мировым судьей соответствующего судебного участка ряд вопросов прохождения службы работниками его аппарата (в частности, перемещения работников аппарата мирового судьи, применения к ним поощрений и взысканий, утверждения графика отпусков работников аппарата мирового судьи).
Подводя итог, можно сделать вывод, что во всех советах судей субъектов ведется работа по вопросам организационного обеспечения деятельности мировых судей, и рассматриваются данные вопросы в основном по инициативе судейского сообщества.