Выступление председателя Совета судей РФ В.В. Момотова на пленарном заседании Совета судей РФ
Отчетный доклад Председателя Совета судей Российской Федерации по итогам 2019 года
«О совершенствовании судебной системы на современном этапе»
Уважаемый Вячеслав Михайлович!
Уважаемые члены Совета судей
Российской Федерации!
Уважаемые гости!
Советом судей Российской Федерации в 2019 году была продолжена работа по выполнению поручений IX Всероссийского съезда судей и содействию реализации судебной реформы, инициированной Верховным Судом Российской Федерации.
В целях совершенствования судебной деятельности и правового статуса судей Советом судей Российской Федерации подготовлены проекты федеральных законов.
Разработан и направлен в Верховный Суд Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях социальной защиты отдельных категорий граждан». Этот законопроект предусматривает порядок расчета выслуги лет для судей, которые до 18 марта 2014 года проживали на территории Республики Крым и города Севастополя.
Совет судей уделяет особое внимание укреплению социальных гарантий судейской независимости. Подготовлен и направлен в Верховный Суд проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей», который предусматривает нормативы расходов на медицинское и санаторно-курортное лечение судей, включая судей, пребывающих в почетной отставке.
Советом судей разработан проект законодательных изменений в части правового статуса администраторов судов. Реализация этой инициативы позволит оптимизировать работу судебного аппарата и освободить председателей судов от несвойственных им полномочий.
Разработан и направлен в Верховный Суд Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8, 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», предусматривающий пропорциональное представительство судейского сообщества в Совете судей Российской Федерации.
Разработаны изменения федерального законодательства в части совершенствования процедуры прекращения отставки судьи, а также досрочного прекращения полномочий председателей судов и их заместителей.
Законопроект предусматривает возможность обжалования решений о прекращении отставки судьи и о прекращении полномочий председателя суда либо его заместителя в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации. Это позволит обеспечить единство правового статуса судей.
Разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в части установления срока прекращения отставки судьи.
Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается предусмотреть порядок замещения отсутствующих мировых судей по аналогии с судебным районом, в котором создана одна должность мирового судьи. Законопроект позволит обеспечить непрерывную работу судебных участков и беспрепятственный доступ граждан и организаций к правосудию.
Во исполнение поручения IX Всероссийского съезда судей Советом судей Российской Федерации совместно с Судебным департаментом проведена работа по актуализации проекта федерального закона об исчислении ежемесячного пожизненного содержания судей, ушедших в отставку до принятия Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Советом судей Российской Федерации будет продолжена работа по мониторингу проектов федеральных законов, находящихся на рассмотрении Государственной Думы и Совета Федерации.
В целях реализации укрепления гарантий доступности и открытости правосудия, обеспечения безопасности судебной деятельности Советом судей совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде разработаны Типовые правила пребывания посетителей в судах.
Этот документ позволит создать общий для всех судов регламент пребывания граждан в здании судов, обеспечить унификацию и прозрачность соответствующих правил. При этом Совет судей руководствуется подходом, в соответствии с которым добросовестные участники судебных споров должны быть защищены от действий нарушителей, дезорганизующих судебный процесс и намеренно препятствующих осуществлению правосудия.
Уважаемые коллеги, как вы знаете, с 1 сентября текущего года изменился порядок дисциплинарного производства и привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, исключены полномочия председателей судов по направлению представлений о досрочном прекращении полномочий судей в связи с совершением ими дисциплинарных проступков.
Это нововведение существенно изменило характер работы Дисциплинарной комиссии Совета судей Российской Федерации.
Теперь основанием для возбуждения дисциплинарного производства является только обращение органов судейского сообщества – Совета судей Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации, совета судей субъекта Российской Федерации.
Исходя из этого на советы судей возлагаются новые полномочия по направлению в квалификационные коллегии судей обращений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности.
В целях приведения актов Совета судей в соответствие с законодательными изменениями, а также уточнения порядка утверждения результатов проверки поступивших жалоб и обращений Советом судей Российской Федерации подготовлены новые редакции Положений:
О Дисциплинарной комиссии Совета судей Российской Федерации,
О порядке рассмотрения жалоб и сообщений о совершении судьей дисциплинарного проступка и обращения в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им дисциплинарного проступка,
О порядке организации и проведения выездных заседаний, проверок, иных мероприятий, в которых принимают участие члены Совета судей Российской Федерации.
Предусматриваются два возможных основания для дисциплинарного производства в отношении судьи. Первое: обращение в Совет судей РФ или в региональный совет судей. И второе: обращение непосредственно в квалификационную коллегию судей.
В случае поступления в Совет судей частного определения в отношении судьи либо руководителя суда, жалобы или обращения участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи, в которых содержатся сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, председатель Совета судей передает материалы в Дисциплинарную комиссию Совета судей. Комиссия изучает материалы и при необходимости инициирует проведение проверки.
Судья должен быть проинформирован о проводимой проверке и вправе участвовать в ней.
Если содержащиеся в обращении доводы находят свое подтверждение, Дисциплинарная комиссия утверждает заключение о наличии в действиях судьи признаков дисциплинарного проступка и направляет его председателю Совета судей.
Председатель Совета судей вносит обращение на рассмотрение Совета судей или на рассмотрение Президиума Совета судей, которые вправе направить его в квалификационную коллегию судей для решения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
Расширение полномочий Совета судей в сфере дисциплинарного производства свидетельствует об укреплении самоуправляемости судейского сообщества, а значит – о повышении стандартов независимости судей. Это позволит давать объективную, справедливую и взвешенную оценку действиям судей на предмет их соответствия Закону о статусе судей и Кодексу судейской этики.
Кроме того, перераспределение соответствующих полномочий от председателей судов к органам судейского сообщества, которые принимают решения коллективно и гласно, обеспечит открытость и демократизм при рассмотрении обращений граждан и организаций.
Совет судей Российской Федерации будет вести мониторинг результатов рассмотрения поступающих обращений.
В 2019 году комиссией Совета судей по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий продолжена работа в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования. В частности, комиссия принимает участие в работе профильного Комитета Совета Федерации по разработке законопроекта об урегулировании конфликта интересов госслужащих.
Комиссией также подготовлены предложения по совершенствованию порядка заполнения и представления судьями и работниками аппарата судов сведений о доходах, расходах и об обязательствах имущественного характера. Продолжена работа по выполнению рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).
Большое внимание Совет судей Российской Федерации уделяет мероприятиям, направленным на обеспечение работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
В связи с назначением в кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции судей, работающих в различных субъектах Российской Федерации, финансовая комиссия Совета судей участвует в решении вопросов их социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания, предоставления жилых помещений.
Президиум Совета судей согласовал внесение изменений в Положение о жилищной комиссии и Положение о порядке признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета, утвержденные приказом Судебного департамента от 7 июня 2012 г.
Кроме того, Президиум Совета судей направил обращение в Правительство Российской Федерации о выделении в приоритетном порядке денежных средств на обеспечение жилыми помещениями судей кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, нуждающихся в жилых помещениях, а также федеральных государственных служащих этих судов, нуждающихся в предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Также Президиум Совета судей поручил Судебному департаменту распространить порядок организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения на судей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
На особом контроле финансовой комиссии Совета судей находятся вопросы финансового и материально-технического обеспечения кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, повышенное внимание уделяется вопросам выделения бюджетных ассигнований на приобретение основных средств и расходных материалов.
В связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции внесены изменения в акты Совета судей Российской Федерации, в том числе в Методические рекомендации по организации приведения судьи к присяге; Методические рекомендации по организации и проведению торжественного мероприятия – ухода (удаления) судьи в почетную отставку, а также в Порядок награждения.
По мнению Совета судей Российской Федерации, одной из приоритетных задач на сегодняшний день является продолжение технологической модернизации судов. Внедрение цифровых технологий, расширение сферы применения электронного правосудия стали неотъемлемой частью развития судебной власти во многих правопорядках, и Российская Федерация в этом отношении не является исключением.
Современные технологии позволяют сформировать суд XXI века, соответствующий запросам гражданского общества.
Постепенное внедрение в деятельность судов информационных технологий уже позволило поднять на более высокий уровень организацию их деятельности.
Необходимо помнить, что дальнейшая цифровизация правосудия – это не «вещь в себе» и не дань моде, а реальный инструмент повышения эффективности судопроизводства, его оперативности, прозрачности и доступности. Бумажный документооборот стремительно уходит в прошлое, а Интернет охватывает все сферы общественных отношений – от бытовых потребностей граждан до взаимодействия с государственными органами.
С учетом нарастающей динамики технологического прогресса Советом судей Российской Федерации разработана Концепция информатизации судов и системы Судебного департамента.
Внедрение современных технологий начинается с обеспечения соответствующей технической базы. В настоящее время во многих судах сложилась негативная ситуация с состоянием компьютерной техники, в том числе серверного оборудования, систем хранения данных, рабочих станций пользователей.
Назрела необходимость обновления морально устаревшего и изношенного оборудования, существует острая потребность в новых аппаратно-программных комплексах аудиопротоколирования, видеоконференц-связи, IP-телефонии. Используемые технологии не в полной мере обеспечивают обеспечивают информатизацию судов.
Кроме того, необходимо усовершенствовать применяемые технологии оцифровки судебного процесса, расширить использование онлайн-сервисов с применением безопасных программ, обеспечить проведение судебных заседаний с использованием технологий веб-конференций с биометрической системой аутентификации.
При этом цифровизация права требует выработки допустимых рамок использования цифровых технологий, с тем чтобы их применение не создавало препятствий в доступе к правосудию.
Например, одним из перспективных направлений развития судопроизводства является цифровизация судебного документооборота. Вместе с тем не все граждане имеют возможность самостоятельно представить суду копии документов в электронной форме. В связи с этим необходимо, с одной стороны, сохранить возможность предоставления суду любых документов в электронной форме, которая предусмотрена с 1 января 2017 года по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации, а с другой – не исключать право граждан направлять документы в суд в бумажном виде.
В целях развития онлайн-сервисов судебной системы подготовлены предложения по созданию в рамках ГАС "Правосудие" суперсервиса "Правосудие онлайн", который обеспечит возможность подачи гражданами и организациями процессуальных документов через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Суперсервис будет интегрирован с другими информационными системами, в том числе с Облачной цифровой платформой обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг; Цифровым профилем; Национальной системой управления данными (НСУД).
Создание суперсервиса "Правосудие онлайн" позволит перевести электронное правосудие на качественно новый уровень, в том числе путем внедрения систем дистанционной подачи и получения судебных документов, а также дистанционного участия в судебном процессе.
Использование новых технологий связано с обеспечением безопасности информации и прозрачности судебной системы. Участники процесса должны быть уверены, что направляемые ими документы надежно хранятся, отсутствует опасность искажения и изменения информации, ограничен круг лиц, имеющих доступ к документам. Современной перспективной технологией, обеспечивающей требуемый уровень информационной безопасности, является блокчейн.
Особенность блокчейна состоит в том, что данная технология не позволяет произвести несанкционированное изменение данных. Блокчейн позволяет защитить оцифрованные доказательства, гарантируя, что у всех сторон будет доступ к достоверной информации. Данная технология позволяет добавлять, записывать и распространять информацию от разных сторон, что дает возможность перехода к полностью оцифрованной инфраструктуре судебных заседаний.
Переход на электронный документооборот также требует широкого использования «облачных технологий» для хранения информации, которые в том числе могут применяться для целей хранения аудиопротоколов. Развитие систем хранения и обмена информацией в электронном виде требует совершенствования соответствующих поисковых систем, а также создание систем искусственного интеллекта для анализа судебной практики.
Таким образом, информатизация судебной системы не только предполагает перевод документооборота в электронный вид, но и требует дальнейших шагов по цифровизации правосудия. Решения по цифровизации правосудия должны не только идти в ногу со временем, но и учитывать перспективные направления развития технологий в будущем. В связи с этим необходимо актуализировать работу Комиссии по информатизации и автоматизации работы судов, отразить новые цели ее работы в части технологической модернизации судебной системы.
В условиях реализации национального проекта "Цифровая экономика" технологическая модернизация судебной системы стала бы важнейшей компонентой этой общегосударственной задачи. Ввиду этого комиссии Совета судей по информатизации и автоматизации работы судов необходимо в кратчайшие сроки произвести мониторинг сложившейся ситуации в сфере технологического оснащения судов, с тем чтобы вывести из состояния «анонимной безмятежности» некоторых руководителей на местах.
Кроме того, для достижения поставленных целей необходима полноценная правовая база, разработка которой уже началась.
В частности, Советом судей Российской Федерации подготовлены и направлены предложения в Верховный Суд по законодательному расширению возможности использования систем видеоконференц-связи в уголовном судопроизводстве. Также предлагается расширить процессуальные возможности помощников судей, с тем чтобы освободить судей от технических функций.
Утверждены Методические рекомендации по организации работы архива и формированию электронного архива в аппарате мирового судьи, которые позволят освободить мировых судей от морально устаревшей работы по ведению бумажных архивов и оптимизировать использование служебных помещений.
Судейское сообщество полагает, что в условиях конкуренции судебных систем технологическая модернизация судебной системы позволит усовершенствовать организацию судебного процесса. Применение признанных международных стандартов повысит привлекательность российской юрисдикции не только для российских, но и для иностранных инвесторов.
Советом судей Российской Федерации разработана новая Концепция информационной политики судебной системы, которая предусматривает комплекс мероприятий, направленных на повышение открытости судов и доступности информации об их деятельности. Реализация Концепции будет способствовать формированию в обществе доверия к судебной системе и благоприятного имиджа органов судебной власти, объективному освещению деятельности судов в средствах массовой информации.
Важно отметить, что Концепция учитывает новый уровень развития информационной среды, предусматривает внедрение современных коммуникационных технологий, совершенствование функционирования сайтов судов и государственных автоматизированных систем.
Совет судей уделяет значительное внимание организации диалога с институтами гражданского общества, в том числе со средствами массовой информации.
Представители Совета судей принимают участие в парламентских слушаниях и других мероприятиях, организуемых Советом Федерации и Государственной Думой, в заседаниях клуба имени Д.Н. Замятнина, юридических форумах и конференциях. Эта работа способствует доведению до сведения широкой общественности объективных, достоверных и полных данных о работе судов, что положительно отражается на транспарентности судебной деятельности, позволяет ограничить «скандализацию правосудия» и другие действия, связанные с давлением на суд.
Комиссия Совета судей по связям с советами судей субъектов Российской Федерации уделяет значительное внимание взаимодействию с региональными советами судей, методической и организационной поддержке их работы, проводит семинары-совещания советов судей субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам.
Значительную часть работы Совета судей Российской Федерации составляет работа по рассмотрению жалоб и обращений граждан и организаций. В 2019 году в Совет судей поступило 2673 жалобы и обращения.
Дисциплинарной комиссией Совета судей рассмотрены 402 жалобы и обращения. По итогам проведенных проверок в отношении председателя одного из областных судов Дисциплинарной комиссией принято заключение о наличии в его действиях признаков дисциплинарного проступка, он привлечен к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, 147 обращений рассмотрены Комиссией по реализации мероприятий противодействия коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий.
41 обращение рассмотрено Комиссией по этике, даны необходимые разъяснения этических норм. Кроме того, Комиссией по этике рассмотрены вопросы о внесении изменений в федеральное законодательство в части запрета участия судей в общем собрании товарищества собственников недвижимости, о праве судьи в отставке замещать должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования, об отсутствии конфликта интересов в случае замещения супругами должностей федеральных судей в одном субъекте Российской Федерации и ряд других.
Комиссией Совета судей по вопросам статуса судей и правового положения работников аппарата судов в 2019 году рассмотрено 25 обращений по вопросам ежемесячного пожизненного содержания судей, приведения в соответствие квалификационных классов, получения мер социальной поддержки.
Совет судей также уделяет внимание поощрению наиболее опытных и зарекомендовавших себя профессионалами высокого уровня судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента. В 2019 году в Совет судей поступили представления о награждении 424 человек.
Из них положительное решение было принято в отношении 388 кандидатов. 125 человек награждены почетной грамотой Совета судей, 101 человек – наградным знаком «За служение правосудию», а 162 человека – почетным знаком «Ветеран судебной системы». Кроме того, Совет судей объявил благодарности 82 работникам судебной системы.
Уважаемые коллеги, начинается подготовка к проведению X Всероссийского съезда судей, который состоится в декабре 2020 года. Подготовка к Съезду требует ответственного подхода и активного участия всего судейского сообщества.
Необходимо завершить исполнение поручений IX Всероссийского съезда судей, проанализировать результаты работы и подготовить предложения по совершенствованию судебной деятельности и правового статуса судей. Призываю Вас принять все необходимые меры для успешного выполнения этой работы, которая приобретает особую актуальность в контексте судебной реформы, реализуемой Верховным Судом Российской Федерации.
Спасибо за внимание!