Поиск Войти
Выбор региона
Российская Федерация

Выступление председателя Совета судей Российской Федерации Момотова В.В. на семинаре–совещании председателей советов судей судов и советов судей субъектов Российской Федерации

Выступления, интервью, публикации

Выступление председателя Совета судей Российской Федерации Момотова В.В. на семинаре–совещании председателей советов судей судов и советов судей субъектов Российской Федерации

Добрый день, уважаемые коллеги!

На сегодняшний день советы судей являются зрелыми, на высоком уровне организованными, институциональными образованиями судейского самоуправления. Имея в своей основе интегративное начало они формируют единство, преемственность лучших судебных традиций и практик, выступают гарантом высокого статуса судей.

Судейское сообщество, обладая устойчивой созидательной силой, способствует успешной реализации судебных реформ последних десятилетий, а сталкиваясь с кризисами и сложными для общества и государства периодами, подтверждает свою жизнеспособность, сплоченность и стабильность.

Советы судей поддерживают системное и последовательное реформирование российского законодательства и правоприменения по направлению его гуманизации и развития социального правосудия. Так, за последние 10 лет Верховным Судом Российской Федерации при непосредственном участии судейского сообщества разработано более 100 законодательных инициатив, направленных на совершенствование судебной системы и законодательства о развитии статуса судей, повышение эффективности правосудия, на сегодняшний день более половины из них были приняты Государственной Думой, получили статус законов и вступили в силу, по остальным законопроектам работа продолжается.

Немногим больше года прошло с момента проведения Х Всероссийского съезда судей РФ, на котором было утверждено постановление съезда «О развитии судебной системы Российской Федерации». Совет судей РФ сформирован в новом составе и приступил к работе по исполнению поручений съезда. В работе мы видим необходимым сохранять лучшие традиции судебной системы и развивать новые пути совершенствования нашей с вами работы.

Совет судей Российской Федерации активно участвует в наполнении правовой базы судебной системы. В настоящее время ведется работа над изменением законодательства в части совершенствования института отставки судей, повышения уровня оплаты труда судей и др. В декабре прошлого года утверждены Правила пребывания посетителей в судах.

В прошлом году судейским сообществом были направлены в Верховный Суд РФ ряд законопроектов с целью их дальнейшего внесения в Государственную Думу. Один из законопроектов устранит пробелы и позволит детализировать процедуру прекращения отставки судьи, досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей судов, а также предоставит возможность обжалования в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о прекращении отставки судьи за действия, совершенные в период осуществления полномочий судьи, о досрочном прекращении полномочий председателей судов и заместителей председателей судов.

Также подготовлены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на регулирование обращения с документами, содержащими сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законодательством тайну.

Отдельно хотелось бы отметить завершение работы над важной для всей судебной системы законодательной инициативой «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Мы надеемся, что нашу инициативу поддержат Верховный Суд РФ, а в дальнейшем и Государственная Дума. Принятие этого закона будет способствовать созданию условий для установления необходимой служебной нагрузки, надлежащему материальному обеспечению судей и работников аппаратов судов, осуществляющих свою деятельность сверх установленных норм служебной нагрузки, с учетом рассмотрения и разрешения дел разных категорий в соответствии с их фактической и юридической сложностью.

В регионах важно уделять внимание мировой юстиции. Высокая нагрузка и отсутствие порой должного финансирования аппарата мирового судьи приводит к высокой текучести кадров, а некоторые вакансии по нескольку лет остаются незаполненными. 

Уже 6 лет действует порядок, по которому советы судей субъектов РФ взаимодействуют с региональными исполнительными органами власти при разработке проекта регионального бюджета в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. Однако практика его применения не дала достаточных результатов, и кадровые проблемы в мировой юстиции сохраняются. Для исправления данной ситуации судейским сообществом разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думой РФ законопроект, направленный на установление нового порядка формирования структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи. Предусматривается обязательное взаимодействие органов власти субъектов Российской Федерации с соответствующими региональными советами судей при определении структуры и штатного расписания аппарата мирового судьи.

Невозможность без должного обоснования сокращать численность аппарата мирового судьи будет способствовать повышению качества работы мировой юстиции. Мы убеждены, что работа мировой юстиции не может зависеть от усмотрения субъектов РФ, недопустимо формальное отношение региональных органов власти к кадровым и финансовым вопросам мировых судей. Прошу советы судей субъектов РФ уделять должное внимание данным вопросам со своей стороны, а в случае невозможности разрешить проблему призываю обращаться в Совет судей Российской Федерации. Нельзя в этой ситуации оставлять мировых судей один на один с проблемами, они работают в условиях высокой нагрузки и делают это качественно. Наша с вами задача гарантировать им достойные условия для отправления правосудия.

Кроме того, требуется включение мировых судей в единое информационное пространство федеральных судов. Законопроект уже принят в первом чтении Государственной Думой и предусматривает обязательное использование на всех судебных участках мировых судей единых программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства. Субъекты РФ не будут иметь возможности самостоятельно определять развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры мировой юстиции, эти вопросы будут переданы в ведение Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Единое программное обеспечение всех судов не только позволит повысить доступность правосудия, уровень судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, но и будет способствовать более высокой информационной безопасности.

Раз мы затронули тему судебной инфраструктуры, то стоит обсудить и последние тенденции цифровизации судебной системы. Важнейшей целью государства является обеспечение эффективного и практического доступа к правосудию, его прозрачности. Цифровые технологии являются одним из средств достижения этой цели как в общем порядке, так и в особых и чрезвычайных обстоятельствах, при условии соблюдения верховенства права и бесперебойной реализации функций судебной власти. Современные технологии расширяют возможности судебной власти, выходя за рамки обеспечения правосудия, создавая условия превентивного правосудия, снижая социальную напряженность за счет предотвращения судебных споров, опираясь на анализ причин данных судебных постановлений и мировых соглашений. Анализ особенностей споров может помочь судебной власти дать сторонам рекомендации о потенциальных подходящих формах разрешения конфликта.

Цифровые технологии необходимы для повышения качества, сокращения сроков рассмотрения дел и снижения нагрузки на суд, а также расширения доступности судебной защиты для граждан.

Востребованность электронного правосудия подтверждается ежегодным ростом подаваемых в суды в электронном виде обращений, в 2023 году в суды поступило 6 191 693 таких обращения, а сумма личных кабинетов пользователей сервиса «Электронное правосудие» превысило 2,5 миллиона.

К концу текущего года запланирован полноценный запуск суперсервиса «Правосудие онлайн». Это станет важным шагом для судебной системы. В прошлом году Комиссией Совета судей РФ по информатизации и автоматизации деятельности судов были собраны и обобщены ваши предложения, которые будут учтены в рамках дальнейшей работы по информатизации судов.  

Важно, чтобы внедряемые цифровые решения в полной мере использовались работниками аппаратов судов, в связи с чем проводится их постоянное обучение, утверждены методические рекомендации с целью обучения в доступной форме возможностям ГАС «Правосудие» по вопросам организации межведомственного электронного взаимодействия, работы с исполнительными документами, электронными заказными письмами и другим. В ноябре 2023 года комиссией также проведено обучение секретарей советов судей по программе «Актуальные вопросы организации работы секретарей советов судей судов и субъектов Российской Федерации», в которую вошли и вопросы информатизации деятельности судов.

До 2030 года планируется реализовать переход к так называемым электронным судам, с которыми онлайн взаимодействие будет возможно от этапа подачи иска и до самого судебного заседания: необходимо внедрить широкую автоматизацию процессов судебного делопроизводства, что потребует соответствующего изменения процессуального законодательства в части отказа от письменной формы судебного делопроизводства и закрепления электронной формы судебного постановления, также необходимы пересмотр института протокола судебного заседания, закрепление электронного документооборота между нижестоящими и вышестоящими судебными инстанциями.

Будет разработано программное обеспечение, которое позволит регистрировать в автоматическом режиме электронные исковые заявления и иные процессуальные обращения в суд, формировать типовые процессуальные документы на основе имеющейся информации, хранить и обрабатывать электронные процессуальные документы, формировать, хранить и передавать в вышестоящие суды электронные судебные дела, осуществлять ознакомление с ними сторон и иных лиц, имеющих на это право, в режиме онлайн.

Реализована техническая возможность подачи в электронном виде процессуальных документов в рамках ГПК РФ и КАС РФ через Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также возможность отслеживания статуса процессуального обращения. Порядка 60 регионов проводят интеграционное тестирование сервисов с Единым порталом государственных и муниципальных услуг в продуктивном контуре, реализуется возможность извещения участников процесса как о судебных заседаниях, так и о направлении судебных актов. Это позволяет повысить доступность правосудия для граждан.

Стоит отметить положительную практику Москвы и Санкт-Петербурга, где реализована возможность обращения в суды через многофункциональные центры. Так, гражданин может обратиться в многофункциональный центр, где оформляется подтвержденная учетная запись на Портале gosuslugi.ru, а также личный кабинет на Портале судов общей юрисдикции, в котором уже возможна реализация таких процессуальных прав, как подача исковых заявлений и других документов в электронном виде, ознакомление с аудиопротоколами судебных заседаний, работа с материалами электронных дел, получение сведений о движении по делу, получение электронного исполнительного листа и направление в Федеральную службу судебных приставов России на принудительное исполнение, получение судебных решений, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Доступность заключается не только в вариативности способов взаимодействия с судом, но также и в том, чтобы соответствующие сервисы были удобны в использовании, а процессуальные правила понятны. Гражданин должен иметь возможность обратиться за судебной защитой, даже не обладая специальными знаниями.

Например, в Москве через сайт Мосгорсуда доступен сервис «Интерактивный помощник», который позволяет гражданам самостоятельно в диалоговом режиме составить исковое заявление по наиболее востребованным, социально значимым жизненным ситуациям и направить его в электронном виде в суд. Сервис «Модуль определения подсудности» помогает определить подсудность иска, а сервис «Калькулятор пошлин» автоматически рассчитает государственную пошлину.

Также в Москве реализуется цифровая система взаимодействия с адвокатами, переводчиками и специалистами, привлекаемыми судами. Она позволяет в течение короткого времени найти адвоката по назначению для конкретного уголовного дела, вести учет его работы и формировать оплату. Подобная система была запущена и в Татарстане, также планируется запуск в 12 субъектах РФ.

Важной задачей советов судей в этой сфере видится информирование граждан о новых доступных технологиях в судебной системе. Это позволит активнее применять новые цифровые решения, ускорит процесс перехода на электронное правосудие.

Эффективность правосудия не только состоит в качестве и количестве рассматриваемых дел, но и предполагает оптимизацию судебных ресурсов при организации работы судей и аппарата суда. Количество федеральных судов к концу 2023 года в России составило 2522 суда, из которых 2403 суда общей юрисдикции с численностью судей 21 902 человека и 119 федеральных арбитражных судов с численностью судей 3894 человека.

При этом открытых вакансий остается немало. Количество вакантных должностей судей федеральных судов общей юрисдикции составляет 3581 вакансия (14,05%), а количество вакантных должностей судей федеральных арбитражных судов 599 (13,33%). Более 10% вакансий судей для российской судебной системы являются неактивированным ресурсом, следовательно, их объем работы в текущей ситуации фактически распределяется на действующих судей, что негативно сказывается на их нагрузке.

Ситуация с работниками аппаратов судов еще сложнее, так как кроме большого количества вакансий наблюдается довольно высокая текучесть кадров. Причин тому несколько: низкий уровень оплаты труда, высокая нагрузка, а также отсутствие необходимых навыков у впервые назначаемых кандидатов. Решение вопроса высокой нагрузки является комплексным и относится к судебной системе в целом. По решению вопроса оплаты труда систематически ведется работа Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, но, к сожалению, в этом вопросе мы все еще сильно зависим от исполнительной власти.

Теперь к вопросу о подготовке кандидатов, которые впервые приходят на государственную службу в судебную систему. Как вы знаете, для судей федеральных судов, впервые назначенных на должности судей, предусмотрено обучение, осуществляемое на базе Российского государственного университета правосудия. Так, в 2023 году обучение успешно прошли 779 судей.

Для работников аппаратов судов предусмотрено только повышение квалификации, и в 2023 году свою квалификацию повысили 3473 государственных гражданских служащих. Однако при старте своей карьеры новые сотрудники лишены должной поддержки и обучения. Многие из них приходят прямо с университетской скамьи и в целом не представляют, что именно их ждет в суде. По факту их обучают или действующие сотрудники (при условии, что они есть), или судьи, нагрузка которых не позволяет уделить этому достаточное внимание. В итоге страдают качество и эффективность работы, так как приходится учиться исключительно на собственных ошибках, а иногда это приводит к скорому увольнению, так как высокая нагрузка и отсутствие навыков способствуют нежеланию и далее выполнять работу.

Конечно, у нас есть студенты, обучающиеся по целевому набору, и для них видится возможным уделять больше внимания практике в рамках обучения: больше времени проводить в судах, не только получать общее представление о будущей работе, но и приобретать навыки для этой работы.

Что же касается впервые назначенных на должности государственной гражданской службе в аппарат суда, то предлагается разработать для них короткий онлайн-курс, в рамках которого они бы получили знания по таким направлениям, как: устройство судебной системы, работа с системой ГАС «Правосудие», работа с картотекой, составление процессуальных документов (протоколы, проекты решений), вопросы взаимодействия судов с иными органами власти. Возможно, у вас есть дополнительные предложения, прошу направить их в Совет судей Российской Федерации. Также Судебному департаменту при Верховном Суде РФ будет необходимо оценить объем бюджетных средств, которые на это могут потребоваться. Мы бы также предложили предусмотреть обязанность впервые назначенных на должности государственной гражданской службы в аппарат суда и прошедших такое обучение сотрудников возмещать его стоимость судебной системе, если они отработают в суде менее одного года. Программу обучения предлагается передать в руки Российского государственного университета правосудия.

В связи с ежегодно возрастающим количеством отправляемой судами корреспонденции требуется принятие мер, направленных на сокращение расходов на оплату почтовых услуг. В 2023 году почтовые расходы судебной системы в структуре общих расходов на обеспечение деятельности судебной системы России составили 2,9%, то есть порядка 9 млрд рублей. Для сравнения: эта сумма равна всем расходам за год на информационно-коммуникационные технологии (0,8%), материально-техническое обеспечение (1,1%) и безопасность судебной системы (1%). Одним из способов снижения расходов, которым пользуются пока не все суды, является знак онлайн-оплаты, являющийся альтернативой франкированию и наклеиванию марок. Суды могут наносить знак онлайн-оплаты самостоятельно, в связи с чем отпадает необходимость в оплате услуг АО «Почта России» по нанесению государственных знаков почтовой оплаты. Считаем данную практику положительной, но недостаточной.

Необходимо расширять возможности использования информационных технологий, а именно электронного документооборота. Это позволит снизить затраты судебной системы, повысить эффективность использования выделяемых государством средств на обеспечение правосудия.

Рациональное использование материальных, интеллектуальных и человеческих ресурсов позволяет обеспечить эффективность функционирования любой государственной системы, и судебная власть не является исключением. Еще одним инструментом, способствующим повысить эту рациональность, является институт государственной пошлины, совершенствование которого уже давно назрело. Необходимо выработать подход, который позволит соблюдать равновесие между обеспечением доступа к правосудию и снижением нагрузки на судебную систему.

Также перед судебной системой стоит задача по оптимизации действующей системы районных судов путем укрупнения судебных районов и выравнивания служебной нагрузки судей. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ данная задача решается через объединение нескольких малосоставных судов в один или присоединения малосоставного суда к многосоставному суду с перераспределением штатной численности судей и работников аппарата суда.

Видится необходимым дальнейшее распространение эквивалентных государственному правосудию альтернатив рассмотрения споров, в частности института судебных примирителей. Сейчас максимальное количество судебных примирителей в субъекте РФ составляет 5 примирителей, а в ряде субъектов судебные примирители все еще отсутствуют. Данная ситуация не способствует расширению применения данного института. Требуется не только активнее привлекать судей в отставке, но и законодательно предусмотреть возможность становиться судебным примирителем для работников аппаратов судов, чей стаж и опыт работы позволяют доверить им такую работу.

Также считаем необходимым предусмотреть обучение судебных примирителей с целью повышения эффективности примирения. Судьи в отставке являются высокими профессионалами, однако долгая работа в судебной системе накладывает свой отпечаток. Судебное примирение, по существу, не является судебным рассмотрением спора, в связи с чем необходимо обладать дополнительными навыками из сферы психологии, медиации, социальной коммуникации, то есть на примиряющиеся стороны необходимо смотреть под другим углом. Если эта инициатива будет поддержана, то усилиями Российского государственного университета правосудия можно такую программу создать, а ее прохождение предусмотреть в дистанционном формате (онлайн-лекции).

На сегодняшний день мы имеем позитивную практику активного использования института судебного примирения, особо стоит выделить Ивановскую и Липецкую области. Такая активность не только связана с количеством судебных примирителей, но и зависит от создания необходимых для этого условий: от информирования сторон о такой возможности до предоставления требуемого помещения. И во многом такие условия обусловлены активностью председателей судов.

Мы хотели бы обратить внимание председателей советов судей на важность развития института судебного примирения для судебной системы, с тем чтобы они изыскали возможности взять это на личный контроль. В том числе вы можете обратить внимание председателей судов на данную задачу. Советы судей регионов также могут активнее участвовать в формировании положительного имиджа судебного примирения, информировать о такой возможности и рассказывать об успешно завершенных делах с помощью судебного примирения. Процедура судебного примирения должна войти в нашу жизнь как удобный, доступный и быстрый способ разрешения споров.

Для региональных советов судей медиакоммуникационная составляющая работы является одной из ключевых в вопросе повышения открытости и доверия гражданского общества к судебной власти.

Своевременное, объективное информирование общества о деятельности судов, размещение информации в формате, доступном для понимания широких слоев населения, разнообразие форматов для расширения аудитории способствуют коммуникации судебной власти и общества, что позитивно отражается на имидже системы правосудия.

В прошлом году на официальных сайтах судов, управлений Судебного департамента и в собственных изданиях судейского сообщества, доступных для широкой общественности, а также в средствах массовой информации были размещены 545 тыс. новостных текстов, порядка 15 тыс. материалов аналитического характера и 1548 интервью о судебной деятельности. Непосредственно работниками пресс-служб судебной системы из них были подготовлены 284 125 материалов.  Также пресс-секретарями судов и органов Судебного департамента проведено свыше 700 мероприятий с участием федеральных, региональных и местных СМИ.

Комиссия Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации ведет активную работу по выстраиванию единой информационной политики судебной системы, отбирает лучшие региональные практики взаимодействия судов с гражданским обществом и средствами массовой информации. Члены комиссии на постоянной основе принимают активное участие в мероприятиях, направленных на поддержание конструктивного диалога с институтами гражданского общества и средствами массовой информации, среди которых конференции, медиафорумы, круглые столы.

В феврале текущего года в рамках международной научно-практической конференции МГУ имени М.В. Ломоносова «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия» мы приняли участие в заседании круглого стола, посвященном формированию образа правосудия в новых медиаресурсах.

Основным вопросом обсуждения стала необходимость формирования качественной коммуникации между судейским корпусом и медиаресурсами для обеспечения широкого доступа гражданского общества к достоверной информации о правосудии. Несколько моментов, на которые хотелось обратить внимание. Видится необходимым создание оперативной системы размещения информации о работе судов. Если судебная система станет полноценным первоисточником информации, то у СМИ будет меньше возможностей для интерпретации и трактовок, а общество станет ориентироваться на официальную позицию судебной власти. Также непозволительно оставлять критические замечания в средствах массовой информации без ответа, иначе граждане воспринимают наше молчание как согласие с критикой.

Кроме того, важно сокращать дистанцию между обществом и судебной властью, в таком случае не будет высокой необходимости привлекать СМИ в качестве дополнительного звена по передаче информации о нашей работе. Такими инструментами могут являться сайты и аккаунты судов в социальных сетях. В настоящее время в сети Интернет функционируют 2307 сайтов федеральных судов общей юрисдикции, 115 сайтов федеральных арбитражных судов, 84 сайта управлений судебного департамента в субъектах РФ, 258 сайтов органов судейского сообщества и 7818 сайтов судебных участков мировых судей и органов по обеспечению деятельности мировых судей в субъектах РФ. Судебный департамент при Верховном Суде РФ ведет постоянную работу по совершенствованию сайтов судов, которая включает модернизацию с целью формирования единого интерфейса, удобного для использования гражданами.

Кроме размещения данных об организации работы судов, социальные сети могут использоваться для правового просвещения граждан, повышения знаний о судебной системе, в аккаунтах могут освещаться значимые для общества дела, иные вопросы, которые волнуют население.

Судейским сообществом утвержден Порядок организации работы по созданию аккаунтов, созданию и ведению официальных страниц в социальной сети федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировых судей, Судебного департамента и региональных управлений Судебного департамента. Порядок будет основой выстраивания этой работы, однако развитие соответствующего направления в ваших руках, и мы готовы поддержать региональные инициативы.

Сейчас не все сайты судов являются информативными и своевременно размещают информацию, а официальные страницы в социальных сетях некоторых судов созданы лишь формально, но, по сути, не работают. Одной из причин сложившейся ситуации является невозможность вести полноценное информирование о работе судов в Интернете в связи с возложением такой обязанности на секретарей и помощников судей, которые загружены другой необходимой и важной работой.

Для формирования единой информационной политики судебной системы видится необходимым не только продолжение создания объединенных пресс-служб судов, но и создание слаженного механизма координации внутри объединенной пресс-службы и контроля в том числе со стороны региональных советов судей.

Также есть идея создания единого федерального координационного контентного центра для аккумулирования значимой для правосудия информации с целью ее дальнейшего распространения по объединенным пресс-службам. Такая структура осуществляла бы работу по подготовке общей информации о нововведениях в сфере процессуального законодательства, новых технологиях в сфере доступа к правосудию, а также анализировала интересную для общества судебную практику.

В настоящее время совершенствованию организационной основы информационной работы судов способствует создание объединенных пресс-служб. В 2023 году создано семь новых объединенных пресс-служб судов, всего в настоящее время функционируют 53 объединения. Качество и своевременность размещения правового контента судами в сети Интернет зависит и от уровня подготовки сотрудников пресс-служб судов. Систематически ведется работа по обучению пресс-секретарей судов и управлений Судебного департамента. Курсы повышения квалификации, тематические вебинары, проведение Всероссийского онлайн-проекта «Судебный марафон» способствуют повышению эффективности коммуникационной политики судебной власти.

Уже стало хорошей традицией проведение Всероссийского конкурса пресс-служб судов и органов Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Это дает возможность поделиться опытом, разобрать сложные вопросы взаимодействия со СМИ, позволяет улучшать уровень открытости и гласности судопроизводства, а также отметить лучшие проекты и качественную работу пресс-служб судов и органов Судебного департамента.

Значимым для судебной системы является и ее участие в ежегодном форуме современной журналистики «Вся Россия».

Важное направление работы, являющееся одним из механизмов реализации Концепции информационной политики судебной системы на 2020−2030 годы − это создание музеев, посвященных становлению, формированию и функционированию судебной системы. Музеи также служат средством воспитания молодого поколения юристов, являются центром культуры и памяти для профессионального сообщества. В ряде субъектов Российской Федерации на протяжении многих лет функционируют тематические музеи истории судов и судебной власти.

В настоящее время на сайтах судов разных уровней созданы разделы, посвященные истории соответствующего суда, и часто данные разделы содержат информацию в виде текста, гораздо реже текст сопровождается фотографиями. Однако эпоха информационного общества задает новые тенденции в подходах и форматах размещения информации, в связи с чем возникла идея создания виртуальных музеев судов. Необходимо, чтобы такие виртуальные музеи содержали сведенья об истории судов и судебной системы региона в виде текстовой, графической, мультимедийной информации, и предусматривали возможность интерактивного взаимодействия с экспонатами.

У нас есть положительные примеры их создания, хочется отметить успешный опыт Иркутского областного суда, а также Шестого и Восьмого кассационных судов общей юрисдикции в создании проектов онлайн-версий музеев, которые представляют собой активные файлы в форматах PDF с визуальным сопровождением и оцифрованными экспонатами.

В некоторых регионах создаются отдельные интернет-площадки для размещения виртуальных музеев судебной системы, не связанные с официальным доменом судебной системы. К ним относятся «Виртуальный музей истории образования и развития судебной системы на Мурмане», «Виртуальный музей правосудия Самарской области» и «Электронный музей Тверского областного суда». Особенность таких виртуальных музеев заключается в том, что посетители при переходе на тот или иной раздел сайта могут увидеть фотографию каждого экспоната с сопроводительным текстом. Данные музеи информативны, интересны с точки зрения оформления и удобны для обычных пользователей. Кроме того, некоторые суды, например Орловский и Саратовский областные суды, в социальных сетях размещают  видеоэкскурсии по музеям.

Советом судей РФ совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ проводится совместная работа по выработке единых подходов к созданию виртуальных музеев, включая оформление, содержание и доступные для интернет-пользователей опции. Преобразование музеев в виртуальный формат позволит расширить доступность информации о судебной системе, привлечь больше внимания к истории и традициям отечественного правосудия.

Более широкое использование возможностей размещения информации в сети Интернет актуализирует вопрос обеспечения информационной безопасности. При размещении судами информации в социальных сетях требуется минимизировать такие риски, как: взлом аккаунта суда, возможность утечки персональных данных подписчиков, риск несогласованного размещения коммерческой (контекстной) рекламы на странице суда и ряд других, создающих угрозу в формировании искаженного общественного мнения и негативного имиджа судебной системы.

Вопрос информационной безопасности относится также и к судьям. Судейским сообществом подготовлены и утверждены рекомендации для судей при пользовании информационно-коммуникационными системами, включая Интернет, социальные сети. Данные рекомендации стали частью Кодекса судейской этики и должны служить ориентиром для назначаемых и действующих судей при определении допустимого поведения с целью предупреждения нарушения Кодекса судейской этики.

Несмотря на то, что Кодекс судейской этики действует уже более 10 лет, у действующих судей, а также судей в отставке продолжают возникать вопросы о границах действующих для них ограничений. В связи с этим Советом судей РФ принято решение создать рабочую группу, задачей которой будет анализ принятых комиссией Совета судей по этике заключений, ключевые позиции которых войдут в комментарий. Его издание и опубликование в открытом доступе будет способствовать единообразию и единому пониманию правил, нашедших свое отражение в Кодексе, станет информативной помощью как для органов судейского сообщества при оценке действий судьи, так и для самих судей.

В том числе это положительно отразится на ситуациях, когда в вопросе привлечения судьи к дисциплинарной ответственности региональный совет судей и квалификационная коллегия судей не находят единого понимания и консенсуса. Хотя и крайне редко, но имеют место ситуации, когда региональные квалифколлегии оставляют без удовлетворения обращения субъектовых советов судей о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий. Считаем такую практику не соответствующей требованиям времени, в связи с чем Совет судей РФ разрабатывает проект федерального закона, который позволит в таких случаях Совету судей РФ на основании представления регионального совета судей обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей по вопросу отмены решения квалификационной коллегии судей субъекта.

В вопросе функционирования органов судейского сообщества, необходимо отметить также негативную тенденцию, возникающую в некоторых субъектах Российской Федерации. Речь идет о постепенном слиянии органов профессионального сообщества, прежде всего советов судей разного уровня и квалификационных коллегий судей, и организационно-управленческих структур. Это негативно влияет на потенциал профессиональных сообществ, так как выхолащивает содержание саморегулирования в профессии судьи. Обращаем внимание на необходимость недопущения подобных тенденций в регионах.

В 2023 году в Дисциплинарную комиссию Совета судей Российской Федерации поступило 633 обращения, было рассмотрено 626 обращений. Проведено 18 проверок, в 14 случаях доводы обращений подтвердились, в том числе в 3 случаях судьи были привлечены к дисциплинарной ответственности в связи с нарушением ими не только Кодекса судейской этики, но и требований процессуального закона при рассмотрении дел.

В настоящее время понятие дисциплинарного проступка в законодательстве определено, в то время как понятие судебной ошибки не нашло своего отражения в законе, при этом данный термин часто употребляется органами судейского сообщества, в том числе и при оценке работы судей. Судебная ошибка как нарушение требований процессуального закона может послужить основанием привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, однако рамки такого нарушения не определены, что снижает уровень гарантий, установленных для судей. В связи с этим Совет судей Российской Федерации разрабатывает проект закона, основное содержание которого направлено на разграничение судебной ошибки и дисциплинарного проступка. Это позволит дифференцировать ответственность судей, упростит работу советов судей и квалификационных коллегий судей при рассмотрении соответствующих жалоб.

В рамках темы привлечения к ответственности судей обращаем внимание на вопрос, который все чаще становится предметом рассмотрения Дисциплинарной комиссии Совета судей РФ, а именно использование судьями финансовых инструментов и вытекающие из этого риски. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Кодекса судейской этики судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и об источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и о материальных интересах членов своей семьи. В силу подпункта 51 статьи 3 Закона о статусе судей судья не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Однако судьи допускают неосмотрительность в случае приобретения инвестиционных паев российских открытых паевых инвестиционных фондов. В связи с тем, что данные фонды не ограничены в инвестировании иностранных ценных бумаг, то и владельцы инвестиционных паев становятся в силу закона собственниками приобретенного фондом имущества (активов) на праве общей долевой собственности, то есть становятся владельцами и пользователями иностранных финансовых инструментов.

При выявлении подобной информации судья привлекается к дисциплинарной ответственности. От судей требуется проявлять должную осмотрительность при инвестировании своих денежных средств в паевые инвестиционные фонды, самостоятельно соотносить эти действия с законодательством о ценных бумагах, с требованиями антикоррупционного законодательства, осознавать все возможные риски и принимать все меры по изучению источников формирования имущества фонда. Просим региональные советы судей также информировать судей о данной практике.

Совет судей РФ совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ продолжает активную работу по решению социальных и финансово-материальных вопросов судей и работников аппаратов судов. Сохраняет свою актуальность вопрос обеспечения судей жильем, предоставления единовременной выплаты на приобретение и строительство жилья.

Согласно порядку, установленному действующим законодательством, судьям предоставляется единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилых помещений, а на основании их заявления вместо единовременной социальной выплаты могут предоставляться жилые помещения в собственность. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Таким образом, реализация судьями своего права на предоставление жилого помещения в собственность напрямую зависит от органов исполнительной власти, что препятствует обеспечению независимости судей, прямо установленной действующим законодательством.

В связи с этим судейское сообщество поддерживает разработанный Судебным департаментом при Верховном Суде РФ законопроект, которым Судебному департаменту предоставляются полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами и органами Судебного департамента. Это позволит обеспечить надлежащую реализацию судьями социальных и материальных гарантий, установленных действующим законодательством, а также укрепит независимость судебной системы.

Требуется также повышение гарантий медицинского и санаторно-курортного обеспечения судей. Необходимо повышать финансирование медицинской помощи и лекарственных препаратов для действующих судей и судей в отставке и членов их семей в полном объеме, изменить критерии отбора страховых компаний, а также расширять собственную ведомственную санаторно-курортную базу. Для разрешения данного вопроса создана расширенная рабочая группа, которой была запрошена и проанализирована информация из всех субъектов РФ о наличии подходящих санаторно-курортных комплексов.

Из анализа представленных сведений следует, что в 49 субъектах Российской Федерации неосуществимо создание и размещение ведомственных санаторно-курортных учреждений, в том числе в связи с климатическими условиями регионов или невозможностью решения вопроса об отнесении имеющихся учреждений к ведомственным, а в 14 регионах имеются объекты санаторно-курортного назначения, в большей степени отвечающие запрашиваемым параметрам.

Работа в указанных направлениях будет продолжена. Если у вас, уважаемые коллеги, есть предложения по организации и повышению гарантий статуса судей, то мы всегда к ним открыты и приветствуем инициативы.

В работе советов судей есть своего рода неформальная часть работы, однако это не делает ее менее значимой. Судейское сообщество – это, прежде всего, большой и живой коллектив, который объединен не только единой целью служения правосудию, но также нередко разделяющий творческие, спортивные и иные общие интересы. В прошлом году закончен сбор фото- и видеоматериалов увлечений судей, которыми они занимаются в свободное от работы время, идет подготовка уже второй части видеофильма «Таланты Фемиды». Это позволяет нам узнать своих коллег совсем с другой стороны, и хотелось бы выразить благодарность коллегами за проводимую ими работу.

Кроме того, ежегодно проводятся спартакиады, в прошлом году они состоялись в 19 субъектах Российской Федерации, были и лыжные гонки, и плавание, и легкая атлетика, и мини-футбол, и шахматы, и многое другое. Участниками спартакиад стали действующие судьи и судьи в отставке, работники аппарата судов и Судебного департамента, а также члены их семей.

Важным является сохранение преемственности и передача накопленного ценнейшего опыта новым поколениям судей и работникам аппаратов судов, в том числе через организацию взаимодействия советов судей и советов ветеранов судебной системы.

Мы надеемся, что новые традиции станут хорошим фундаментом для укрепления судейского сообщества.

В заключение необходимо отметить, что ключевая роль советов судей состоит в создании необходимых условий работы судей для отправления ими эффективного и качественного правосудия. Органы судейского сообщества участвуют в решении ключевых правовых и организационных вопросов обеспечения работы всей судебной системы, сопровождают судей от момента их отбора и назначения до гарантий их положения и статуса в отставке.

В нашей работе мы должны руководствоваться, прежде всего, интересами судебной системы, миссия которой состоит в обеспечении верховенства права, защиты прав и свобод граждан. Со своей стороны мы прикладываем все усилия по укреплению и развитию отечественного правосудия.

Подробнее обозначенные мной темы и вопросы мы обсудим в рамках семинара-совещания. Желаю успешной и плодотворной работы.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Российской Федерации

Вход

Забыли пароль?